Отличия теологии и религиоведения
Теология — учение о Боге, о его атрибутах, и о мире, сотворённом Господом Богом. Религиоведение — это знание о религии. Деятельность компании заключается в оказании услуг в сфере образовательного консалтинга, и в обеспечении конфиденциальности и полной информационной безопасности каждого нашего клиента. Это правило распространяется на настоящих, и на всех наших бывших и будущих клиентов
Задача теологии — утвердить человека в вере, задача религиоведения — дать знания о религии.
Теология
Богосло́вие, или теоло́гия (греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
Научная специальность «Теология» появилась в России существенно позже других стран – в 2015 году, а первая защита кандидатской диссертации по теологии состоялась только 1 июня 2017-го.
Богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые используются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии — в литургии, например, а может быть язык философии — в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.
Какие есть признаки науки у теологии?
Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.
Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе — восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение — это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие — это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.
Методы теологии
Эти методы варьировались от эпохи к эпохе и определялись философским мэйнстримом каждого времени. Золотой век христианского богословия — четвертое столетие — было ознаменовано философской тенденцией сортировать опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходил корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с Платонизмом в том, что мы сейчас называем неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло приблизительно в эпоху формирования христианской доктрины, которая и использовала язык и методы неоплатонизма. Основополагающим методом Каппадокийцев, например, стало применение диалектических категорий, например таких как общее и частное, к Богу, а также заимствование философских лексем, таких как сущность и ипостась. Это был первый случай христианской схоластики
Религиоведение
Религиовед может быть человеком и светским, и духовным. Но религиовед не доказывает существование Бога, он анализирует религию
Религиоведение (от лат. religio – благочестие, набожность, религия), в широком смысле – любое специализированное знание о религии, полученное в любой области знаний; в узком смысле – эмпирическая гуманитарная наука, изучающая многообразие дискурсивных практик, определяющих религию как элемент жизненного мира и символическую систему; специфику, проблематику возникновения и развития религии, закономерности её функционирования, отношения с другими сферами жизни; религиозные традиции прошлого и настоящего как важнейшие структурные составляющие религии, их историю и влияние; многообразие религиозных явлений.
Возникновение религиоведения как науки связано с именем филолога, индолога, санскритолога М. Мюллера. В 1870 г. в лекциях, прочитанных в Королевском британском институте и позднее изданных под названием «Введение в науку о религии», он предложил создать собственно «науку о религии» (англ. science of religion), которая изучала бы все религиозные традиции как равные с использованием метода сравнения в качестве основного. Появление подобной программы стало естественным этапом в развитии научной мысли в Западной Европе, где давно появились подобные идеи.
Структура религиоведения
Междисциплинарный характер проблем и подходов, а также постоянное заимствование методов и терминов из различных дисциплин определяют сложный состав религиоведения. Структурно религиоведение представляет собой комплекс знаний о религиозных традициях, группах и культурах, но вместе с тем отдельные дисциплины в его составе, соотносящиеся с другими науками (социологией, психологией, историей), методологически или концептуально воспринимаются как автономные. Точное число религиоведческих дисциплин не фиксировано; чаще всего в их ряду упоминаются:
- история религий (изучается с 19 в., хотя фактический материал в рамках исторических исследований накапливался и ранее) ориентируется по большей части на источниковедческие подходы;
- социология религии (возникает в конце 19 в.) обращается к религиозным группам и организациям, хотя со временем появляются исследования сообществ неверующих, всякого рода неспецифических (например, экономических) аспектов религиозной деятельности и др.;
- антропология религии (развивается со 2-й половины 19 в.) начиналась с исследований бесписьменных народов. С появлением культурной антропологии и включением в поле исследовательского интереса современных и «развитых» сообществ эта дисциплина стала изучать всё многообразие религиозной жизни с помощью наблюдений и проведения интервью, а также изучения документов и артефактов, позволяющих судить о религиозной жизни прошлого (т. н. историческая антропология);
- психология религии (возникает в 19–20 вв.) как эмпирическая наука формировалась путём исследований религиозного опыта. В отдельных работах данный опыт интерпретировался как вид психопатологии или как трансформирующий личность опыт (прагматическая традиция Джеймса).
География религии, экология религии и другие дисциплины существуют скорее как программы исследований, проекты отдельных учёных (например, О. Хульткранц создал проект экологии религии, изучающей взаимодействие религиозных традиций с эко-системами, в которых те развиваются, и их влияние на традиции).
Также выделяются предметные области, исследования в которых изначально носят междисциплинарный характер, например религия и право, религия и искусство, религия и наука и др.
В конце 20 – начале 21 вв. приобретают всё большее значение междисциплинарные исследования и методы. Так, появляются когнитивное религиоведение (применяющее методы нейронаук к изучению религии) и постколониальные исследования религии (сочетающие в методологии экономические, исторические, политологические подходы). Новые формы религиозной жизни, такие как взаимодействие с современными СМИ, требуют обновления методологического инструментария.
Удачи Вам во всех начинаниях, всегда с Вами сопроводительная команда компании dissertat.ru - ресурс проверенный годами, 2005 года, Москва
До встречи!
Возможно, Вам будет это интересно:
> Статья Какие преимущества дает ученая степень Кандидата наук?
> Статья Обоснование темы диссертации
> Статья Духовные семинарии в Москве и России
> Статья Связь языка и религии в структуре сознания
> Статья Современные тенденции образования в России
Компонент комментариев CComment