Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Классицизм в своем развитии как направление в искусстве прошел долгий исторический путь формирования. Все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью. Например, кубизм рассматривается как классицистическая идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии; и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.
С методологической точки зрения можно говорить о существовании двух основных подходов к исследованию классического искусства: историко-культурный (западная историография) и системный подход (отечественные исследования).
Первый подход заключается в рассмотрении классицизма в его конкретных проявлениях, формах и периодах, с четкой привязкой к датировке того ли иного этапа развития.
В рамках историко-культурного подхода в зарубежной исследовательской литературе по искусствоведению выделяется несколько крупных этапов классицизма как художественно-эстетического направления.
1. Средневековый классицизм (800-1400).
Средневековое искусство стало свидетелем нескольких волн классицизма. Первый упоминается как «Ренессанс Каролингов» (ок. 750–900), который начался во времена правления короля Карла Великого (768–814)1.
Культурный классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене (792-805), которая была вдохновлена восьмиугольным стилем церкви Сан-Витале в Равенне 6-го века, а также многочисленными рукописями с латинской подсветкой- в том числе Евангелие Лорша, Утрехтский Псалтырь и Евангелистский Годескалк.
Второе возрождение классицизма в средние века - эпоха оттонского искусства (ок. 900-1050) - процветало во времена Оттонской империи при Отто Великом, который был коронован как император Священной Римской империи в 962 году3. На данный этап развития классицизма в архитектуре повлияло, в частности, наследие Каролингов, и возобновление интереса к северному итальянскому искусству, а также расширение контактов с византийским искусством Восточной Римской империи.
Как отмечают исследователи, вплоть до 1050 года большинство произведений классицизма создавалось в христианских монастырях. В течение следующих трехсот лет христианская церковь уделяла основное внимание ряду программ по строительству соборов и храмов. Это началось с принятия стиля романской архитектуры (1000-1150 гг.), в котором снова использовались закругленные арки, массивы стен и своды римского периода, но многие архитектурные элементы классической древности были быстро оставлены и началось развитие следующей тенденции - последующей эры готической архитектуры (1120-1400).
2. Классицизм Ренессанса (1400-1600).
Не удивительно, что Италия - сердце Римской империи и многие бывшие греческие колонии с их традициями эллинистического искусства - стала свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе, процесс, который впервые начался во Флоренции во время раннего quattrocento (XV век), известный как итальянский Ренессанс – или, по терминологии некоторых исследователей - флорентийский Ренессанс.
Первоначально этот процесс возглавляли такие мастера, как архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Масаччо (1401–1428)4. В частности, Брунеллески особенно интересовался математическими пропорциями древнеримских построек, воплощая их в своем творчестве.
Классицизм продолжал доминировать в искусстве эпохи Возрождения в Риме как Высокий Ренессанс, - воплощение классической пропорции Сикстинской Мадонны (1513-14) Рафаэля (1483–1520); Витрувианский Человек (1492), исследование Леонардо да Винчи о пропорциях (мужского) человеческого тела, как описано римским архитектором Витрувием (c.78-10 до н.э.).
Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности из-за тесных связей города с Константинополем (Византия), который был резиденцией восточно-римских императоров и долгое время оставался центром древнегреческой культуры. Мозаика в византийском стиле была особой специальностью. Архитектура венецианского ренессанса также была вдохновлена классическими примерами: в частности, архитектор-классицист Андреа Палладио (1508-80), чьи проекты были основаны на ценностях классической архитектуры, как обрисовал в общих чертах Витрувий в своих сочинениях.
Классические основополагающие принципы итальянского Ренессанса распространились на запад, во Францию и Испанию, и затем далее на север, в Германию.
3. Барочный классицизм (1600-1700).
Гармония и сбалансированные пропорции классического искусства эпохи Возрождения в конечном итоге оказались недостаточными для творческих импульсов начала 17-го века, и его заменило искусство барокко, гораздо более сложная и драматическая идиома, величайшими мастерами которой были Караваджо (1573-1610) и Андреа Поццо (1642-1709). Но одна или две нити классицизма в его первоначальном варианте все-таки сохранились. Аннибале Карраччи и его Болонская школа, например, были особенно влиятельными, как и Николас Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600–82) и др. Действительно, именно в конце 17-го века классические традиции стали неотъемлемой чертой западного искусства благодаря открытию ряда официальных «академий» с учебными планами, предназначенными для обучения студентов классическим принципам, пропагандируемым итальянским ренессансом.
4. Неоклассицизм (c.1780-1850)
В начале - середине 18 века искусство барокко сменилось, (как некоторые исследователи считают – декадентским), причудливым рококо. Позже, около 1780 года, этот «легкомысленный» салонный стиль был заменен следующим великим возрождением классического искусства, известным как неоклассицизм. Отстаиваемый ученым Иоганном Винкельманом (1717-68), этот новый стиль иллюстрируется неоклассической живописью Жака-Луи Давида (1748-1825); его последователя Ю.А.Д. Энгр (1780-1867); неоклассической скульптурой Антонио Канова (1757-1822); и архитектурой таких мастеров, как Жак Суффло (1713–1880), Томас Джефферсон (1743–1826) и др.
5. Классицизм XIX-XX веков
Классицизм отстаивал достижения древней Греции и Рима - классический идеал - как эталон, по которому можно судить о современном обществе. Начавшись как элитарное научное и монашеское движение, данное направление постепенно применялось ко всем аспектам жизни, включая изобразительное искусство и архитектуру. Тем не менее, начиная с XVII века, открытия современной науки, а также достижения в социальной и политической теории, постепенно начали раскрывать, насколько греки и римляне имели другой идеал красоты, чем западноевропейское общество. В результате - за исключением классического стиля академического искусства, утвержденного Французской академией; и Братства прерафаэлитов (1848-55) - классицизм никогда не был так широко распространен в искусстве и других областях в течение XIX и XX веков, по сравнению с более ранними этапами.
Для последнего импульса классицизма, такое возвращение к образам классического стиля включало в себя работы Пикассо (1881-1973) - картины в силе неоклассического рисунка, а также таких художников, как Андре Дерен (1880-1954), Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Джорджо де Кирико (1888-1978) и Джорджо Моранди (1890-1964), и это лишь некоторые из них.
Второй подход, отраженный в исследованиях отечественных авторов, является системным, поскольку классицизм как направление в искусстве рассматривается как эстетическое выражение принципов западной цивилизации в ее концептуальном и философском значении, произведения искусства в рамках классицизма рассматриваются не как отдельные, разрозненные этапы со своими конкретными проявлениями в направлениях и жанрах, а как проявление целого, системного представления о мире и о месте в нем человека.
В отечественных исследованиях прослеживается единая тенденция к выявлению общих характеристик классического искусства, к анализу концептуальных философско-этических качеств самой гуманистической доктрины классицизма, а конкретные формы и жанры классического искусства рассматриваются исследователями как доказательство существования целостной и неразделимой, внетемпоральной концепции классицизма. В числе исследований в рамках данного подхода можно выделить работы таких отечественных искусствоведов, как Б.Г. Реизов, Ю.Б. Виппер, Г.Н. Поспелов и др. 
По мнению большинства отечественных исследователей10, несмотря на некоторые отличия в стилистике и эстетических представлениях, все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации в зависимости от эпохи, а также от жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами классического направления и гораздо больше больший акцент делают на его сущности.
Вывод: различия классицизма в зависимости от эпохи и специфических культурных характеристик страны, на наш взгляд, только подчеркивают его основные принципы – строгие и четкие пропорции, симметрия и лаконичность стилистики (за исключением отклонения в барокко и рококо), а также демонстрируют целостную картину математически выверенного прагматического мышления западной – в основном европейской – цивилизации. Большую роль в утверждении классицизма в Европе сыграл протестантизм – направление католической конфессии, что дает возможность говорить о том, что , при именно перенос классических форм в российскую культуру (в большей степени склонную к более пышным византийским формам) и последующее стимулирование классицизма в XVII-XVIII веках российскими императорами и императрицами привели к появлению нового, специфического «русского классицизма», особенно ярко выраженного в архитектуре северной столицы Российской империи.

         

 

X