Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм
Конец 18-го века ознаменовался упадком и появлением нового стиля, классицизма. Яркие здания в стилистике барокко были заменены изысканным дизайном, вдохновленным элегантностью и уравновешенностью классической античности. Санкт-Петербург тоже был поглощен этой общеевропейской архитектурной модой, в результате которой появилось множество архитектурных шедевров.
В 1762 году, вместе с кончиной императрицы Елизаветы, закончилась эра роскошных дворцов и пышных соборов в духе барокко и рококо. Всего через семь лет после того, как его главный шедевр, Екатерининский дворец, был закончен, Франческо Бартоломео Растрелли получил приказ уйти в отставку. Один из величайших барочных архитекторов Санкт-Петербурга, посвятивший всю свою жизнь городу, умер в Италии, бедный и почти
 забытый. Он попросил новую администрацию хотя бы вернуть его архитектурные чертежи, но его просьба осталась невыполненной.
Новая императрица не любила роскошные здания в стиле барокко- «торты со взбитыми сливками». Будучи меценатом, Екатерина Великая, руководила эпохой, когда правительство начало активно поощрять распространение искусства и науки, что оказало глубокое влияние на русскую культуру. Архитектура не была исключением. Классицизм, новый архитектурный стиль, должен был воплотить идеал гармоничного общества, построенного на рационализме и вере в прогресс, и прославить элегантность и славу крупнейшей европейской страны.
На русскую классическую архитектуру большое влияние оказала европейская архитектура, которая, в свою очередь, черпала вдохновение из античности с ее классическими симметричными планами и фасадами, а также с использованием других традиционных элементов, таких как фронтоны, портики, пилястры и так далее.
Одним из первых приверженцев этого нового стиля в России был французский архитектор Жан-Батист Мишель Валлен де ла Мот. Его самая известная работа - это здание, которое сейчас называют Малым Эрмитажем, по заказу самой императрицы. Екатерина Великая, которая возмущалась величием и простором Зимнего дворца в стиле барокко, назвала это обычное мятно-зеленое здание, обращенное к Эрмитажу на Неве своим «маленьким укромным уголком»47. Именно здесь она разместила свое величайшее сокровище, свою коллекцию произведений искусства, которая в конечном итоге стало одним из крупнейших художественных музеев мира - Государственным Эрмитажем.
Другие работы Валлена де ла Мота в «Северной Венеции» включают старейшую католическую церковь в России, католический костел св. Екатерины, дворец на Мойке, известный тем, что в 1916 году там был убит Григорий Распутин, и Большой Гостиный Двор.
Гостиный двор, растянувшийся на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы более чем на километр, является не только старейшим торговым центром города, но и одной из первых торговых галерей в мире.
За 30 лет правления Екатерины барочные постройки в Санкт-Петербурге были полностью заменены классическими. Придя к власти в 1801 году, она не только поддержала архитектурное видение своей бабушки, но даже подняла его на новый уровень. Начало XIX-го века в России было ознаменовано патриотическим пылом, когда все виды искусства, включая архитектуру, были призваны прославлять власть и славу Империи. В этот период регулярный и сбалансированный классицизм превратился в гораздо более громоздкий и торжествующий стиль ампир, характеризующийся синтезом системы классического порядка и монументальной скульптуры.
Среди наиболее выдающихся создателей этого периода был русский архитектор Андрей Воронихин, который наиболее известен благодаря работе над Казанским собором по образцу базилики Святого Петра в Риме.
Здание наделено поистине великолепной колоннадой, состоящей из 94 колонн. Кстати, Воронихин хотел сделать такую же колоннаду на другой стороне собора, однако не успел завершить этот замысел.
Жан-Франсуа Томас де Томон - еще один известный архитектор эпохи императора Александра. Именно он спроектировал один из главных и самых интересных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга - Стрелку Васильевского острова. Когда-то здесь, в месте, где река Нева делится на две части, располагался главный порт. Вдохновленный греческим храмом Геры, архитектор наделил здание Старой фондовой биржи перистилем из 44 дорических колонн, опирающихся на массивный стилобат красного гранита. Эти массивные дорические колонны высотой 32 метра покрыты темно-красной терракотовой штукатуркой и украшенный скульптурами наяд, морских существ, якорей и бронзовых корабельных носов (ростра). В основании каждой колонны сидят мраморные фигуры, изображающие основные реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.
Говоря о классической архитектуре Санкт-Петербурга, необходимо назвать Карло Росси, одного из самых плодовитых архитекторов своего времени. Среди его многочисленных работ - Михайловский дворец, в котором сейчас находится Русский музей, здание Главного штаба, расположенное на Дворцовой площади перед Зимним дворцом, Елагинский дворец и многие другие великолепные здания.
В середине XIX века стиль ампир достиг своей наивысшей вершины, которая приняла форму Исаакиевского собора, крупнейшей православной базилики в городе и четвертого по величине (по объему под куполом) собора в мире. Спроектированное французским архитектором Огюстом де Монферраном, (на строительство ушло 40 лет), огромный, монументальный и немного непропорциональный, этот собор ознаменовал упадок стиля классицизма в Санкт-Петербурге и открыл путь для следующей архитектурной эпохи, эклектики.
 Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: классицизм в искусстве различных жанров, в том числе в архитектуре, отображал идеал красоты и универсальности, предлагая идею осознанного, разумного творчества, основанного на четких пропорциях и эталонах древней греко-римской культуры. При этом в Санкт-Петербурге созданы образцы классической архитектуры, которая заслуживает внимания именно с точки зрения симбиоза русской культуры и западноевропейской модели эстетики

         

 

X