Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Как было указано в предыдущей главе, правовой институт административного расследования является важнейшим в контексте обеспечения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. В частности, от правильной организации его проведения напрямую зависят полнота, достоверность и объективность установленной информации относительно событий правонарушения, связанного в частности с незаконным перемещением товаров международной перевозки. В свою очередь, обеспечение указанных критериев является залогом вынесения справедливого решения по поводу события правонарушения.
Говоря о правовых основах административного расследования, следует согласиться с мнением А.П. Зрелова о том, что его следует рассматривать в контексте существующей общей теории расследования в качестве одной из разновидностей этой деятельности. При этом следует учесть, что само понятие «расследование» в юридической сфере в настоящее время рассматривается в несколько искаженном смысле.21 В словарях, толкующих понятие «расследование» с «юридической» точки зрения, для данного термина, как правило, используется следующий понятийный аппарат.
Расследование - стадия уголовного процесса, в ходе которой органами дознания и предварительного следствия осуществляются предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и принимаются решения с целью собирания и проверки доказательств, раскрытия преступления, привлечения в качестве обвиняемых лиц, его совершивших.22
Общие принципы и правовые основы организации административного расследования правонарушений, предусмотренных статьей 16.1. КоАП определены в главе 28.7.
Важно отметить, что проведение административного расследования предполагает реализацию логически взаимосвязанной совокупности мер поискового, аналитического, процессуального характера, осуществляемых в правовом режиме административного законодательства, с помощью которых соответствующие органы исполнительной власти получают и исследуют недостающую информацию о степени виновности лица в совершении административного правонарушения; обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность по данному делу; характере и размере причиненного ущерба; наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. При проведении административного расследования представляется возможным проведение проверки и дополнительного изучения информации, свидетельствующей о событии административного правонарушения и лице, его совершившем, но, так как проведение административного расследования поставлено в зависимость от наличия события административного правонарушения, указанные мероприятия не могут быть отнесены к группе оснований для инициирования процедуры такого расследования.
Как было указано, административное расследование проводится в отношении определенных видов административных правонарушений, обусловливающих в процессе сбора доказательств их совершения
необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.23
Характеризуя правовую сущность процедуры административного расследования, российский законодатель в тексте КоАП РФ определяет: основания ее проведения; порядок принятия решения о проведении административного расследования; место проведения административного расследования; срок проведения административного расследования; порядок оформления результатов административного расследования.
В тексте КоАП РФ задача правовой регламентации административного расследования в настоящее время решается комплексом нормативных предписаний, содержащихся в одноименной статье 28.7, вошедшей в состав главы 28 «Возбуждение дела об административном правонарушении". Правовая регламентация административного расследования не ограничивается предписаниями специализированной статьи. Отдельные нормативные положения, касающиеся проведения административного расследования, также можно встретить в абз. 2 ч. 3 ст. 23.1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 3 ст. 28.5, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ.
Стадия проведения административного расследования наступает после возбуждения дела об административном правонарушении и до момента составления протокола об этом правонарушении. В отношении фактов, требующих проведения административного расследования, дело об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
По этой причине следует считать неверным мнение отдельных авторов, 24 что административное расследование проводится в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении или нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Механизм административного расследования не предусматривает решение задачи выявления административного правонарушения и тем самым не направлен на поиск возможных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении. Эта задача решается в рамках других форм деятельности исполнительной власти, например в ходе контрольно-проверочной деятельности.
Необходимость проведения административного расследования обусловлена требованием объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях.25
Предметом административного расследования является совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению и являющихся предметом доказывания по делу об административном правонарушении. Содержание предмета доказывания по административному правонарушению может быть установлено на основании предписаний ст. 26.1 КоАП России. Изложенный в этой норме перечень обстоятельств должен конкретизироваться в соответствии с составом правонарушения по определенной статье КоАП России.
Методику административного расследования образует система методов, используемых при проведении расследования. Эти методы связаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу. Проведение административного расследования позволяет решить задачи восполнения недостающей информации об истинном характере выявленного административного правонарушения.
Так, в ходе административного расследования выясняются причины административного правонарушения, определяется степень вины правонарушителя.26
В состав задач административного расследования входит поиск недостающей информации для наиболее полного и объективного ответа на весь нижепредставленный комплекс вопросов, необходимых для привлечения виновного к соответствующей мере ответственности:
а) по каким причинам лицо совершило противоправное деяние?
б) когда (время, дата) это деяние было совершено?
в) где, в каком месте деяние было совершено?
г) что именно предприняло лицо, совершившее деяние, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства?
д) как действовало лицо, были ли у него сообщники, их роль в совершении деяния?
е) какие средства и орудия (инструменты) были применены?
Полученная в ходе расследования информация распределяется по четырем основным категориям:
объект противоправного деяния - вид общественного отношения, защищаемого действующими нормами права (сведения данной группы достаточно часто составляют основание для самого расследования, поэтому основная их часть добывается еще на стадии получения информации, а в процессе расследования информация данной группы лишь проверяется и дополняется);
субъект противоправного деяния - лицо, совершившее данное противоправное посягательство;
объективная сторона противоправного деяния - само противоправное деяние (его квалификация), последствия его совершения, а также причинно-следственная связь между деянием и результатом;
субъективная сторона противоправного деяния - вина, то есть отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.27
Анализ современного законодательства РФ в области административно-правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что основными принципами организации административного расследования является законность и соблюдение определенной процессуальной процедуры.
Принцип законности имеет универсальный характер, поскольку является необходимым требованием, предъявляемым к организации и практическому осуществлению любого правового института. Его сущность заключается в требовании неуклонного соблюдения основ конституционного строя РФ, а также следования правовых норм, регулирующих соответствующую отрасль общественных отношений.
Принцип процессуальности является вариабильным. В этой связи он имеет определенные субъективные характеристики по отношению к административному расследованию. Отметим важнейшие процессуальные требования, связанные с организацией административного расследования нарушения таможенных правил:
1.Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его
заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
2. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - решением руководителя вышестоящего органа или его заместителя на срок до шести месяцев.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с КоАП РФ руководителем или его заместителем.28
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
3. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
4. Административное расследование предполагает осуществление различных процессуальных действий. Основными из них является экспертизма. Как прямо говорится в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, одним из оснований назначения административного расследования является необходимость проведения экспертизы. В свою очередь, проведение экспертизы, в том числе и в рамках административного расследования, предполагает предварительное установление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего.
О том, что лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть ознакомлено с определением о назначении экспертизы до направления его для исполнения, прямо говорится в ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ: до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Кроме того, в рамках административного расследования могут проводиться следующие процедуры: 1) направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ); 2) взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
3) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ); 4) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ); 5) привлечение специалиста для участия в деле (ст. 25.8 КоАП РФ).29
5.Для проведения административного расследования в ФТС РФ создаются соответствующие подразделения. Подразделение административных расследований является структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляющим возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, и проведение по ним административного расследования, а также организовывающим деятельность структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов по административному производству.
Задачи подразделения административных расследований: обеспечение при административном производстве всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законодательством РФ, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления. Организация и контроль административного производства в структурных подразделениях таможни и на подчиненных ей таможенных постах.
Основными функциями подразделения являются:
рассмотрение по письменному поручению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности материалов, поступивших из структурных подразделений таможни, должностные лица которых не уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений - сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; принятие на основании части 4 ст. 28.7 КоАП РФ по письменному решению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности к производству дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами других структурных подразделений таможни, для осуществления административного расследования; возбуждение дел об административных правонарушениях и ведение по ним административного производства;
выявление при административном производстве признаков преступлений с последующим направлением материалов дела начальнику органа дознания для решения вопроса об их рассмотрении согласно порядку, предусмотренному УПК РФ; осуществление контроля соблюдения законности при привлечении лиц к административной ответственности; исполнение самостоятельно или с привлечением должностных лиц других структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов запросов либо поручений таможенных органов о производстве процессуальных действий по делам об административных правонарушениях в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными КоАП РФ;
оказание другим структурным подразделениям таможни и подчиненных ей таможенных постов методической помощи при осуществлении ими административного производства;
подготовка на основании ходатайств подразделений административных расследований подчиненных таможне таможенных постов для внесения на рассмотрение начальника таможни предложений об обоснованности и необходимости продления сроков административного расследования по делам об административных правонарушениях после их согласования с заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности;
участие в проведении таможенной ревизии путем проверки и оценки собранных комиссией материалов на предмет выявления в них наличия признаков административных правонарушений;
информирование других правоохранительных органов об относящихся к их компетенции фактах правонарушений, выявленных в ходе административного производства или при рассмотрении материалов, поступивших из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации. Разработка и осуществление мер по профилактике административных правонарушений, организация проведения такой работы на подчиненных таможне таможенных постах;
обеспечение контроля обоснованности и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях структурными подразделениями таможни и подчиненными ей таможенными постами. Взаимодействие с судебными, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам выявления, предупреждения, пресечения административных правонарушений и осуществления административного производства;
участие совместно с правовым отделом таможни в защите интересов таможенных органов в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также в связи с обжалованием постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами таможни. Подготовка в случае необходимости заявлений о принесении протестов прокурору на решения судов, вынесенные по делам об административных правонарушениях, административное производство по которым осуществляло должностное лицо таможни.
участие в подборе и расстановке кадров подразделения об административных расследованиях, а также в согласовании назначения на должности и освобождения от должности заместителей начальников таможенных постов по правоохранительной работе и начальников подразделений административных расследований подчиненных таможне таможенных постов;
выявление правовых проблем, возникающих при административном производстве, а также при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, подготовка и внесение согласно установленному порядку на рассмотрение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, руководства оперативной таможни и ФТС России предложений об их разрешении;
подготовка и представление заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности аналитических отчетов о результатах работы подразделения и предложений о ее совершенствовании для направления согласно установленному порядку руководству оперативной таможни и ФТС России.30
Для осуществления указанных полномочий подразделения имеют право заявлять ходатайства о продлении сроков административного расследования по находящимся в производстве подразделения делам об административных правонарушениях; вносить на рассмотрение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности предложения о проведении служебных проверок в отношении должностных лиц таможни и подчиненных ей таможенных постов, допустивших нарушения законодательства РФ при осуществлении своих должностных обязанностей, выявленные в ходе административного производства; привлекать должностных лиц таможни и подчиненных ей таможенных постов к участию в производстве процессуальных действий по делам об административных правонарушениях; требовать и получать от других структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов необходимые документы, материалы, сведения; истребовать и получать в соответствии с КоАП РФ от государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, от должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов необходимые документы и сведения.
Кроме того, сотрудники подразделения административных расследований могут беспрепятственно проходить в служебные помещения таможни, подчиненных ей таможенных постов, в зоны таможенного контроля и находиться там при выполнении ими своих должностных обязанностей. Сотрудники подразделения административного расследования при осуществлении административного производства обладают всеми процессуальными полномочиями, предусмотренными КоАП РФ. Подразделение может пользоваться другими правами, предусмотренными КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ и другими актами законодательства РФ.31
Завершая анализ особенностей правового регулирования и принципов административного расследования как важнейшего института административного права, следует отметить следующее. Данный институт имеет определяющее значение в контексте осуществления эффективного расследования административных правонарушений и назначается в случае необходимости проведения затратных по времени следственных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения. Правовая регламентация административного расследования содержится преимущественно в КоаПе РФ. В зависимости от области совершенного правонарушения процедура административного расследования имеет некоторые отличия. Административное расследование организовано на основе принципов законности и процессуальности. Задачи по его осуществлению ставятся соответствующим подразделениям, которые обладают достаточно широкой компетенцией.
Другими существенными принципами организации административного расследования являются:
1. Принцип оперативности. Данный принцип выражается в установлении законодательством относительно коротких сроков производства отдельных процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил.
2. Принцип объективной истины. Данный принцип имеет особое значение для таможенных органов, поскольку они наделены правом заводить дела о нарушении таможенных правил, а также расследовать их, рассматривать по существу и назначать меру ответственности. Указанный принцип предполагает исследование обстоятельств, которые подлежат доказыванию в ходе производства: событие правонарушения; виновность физического или должностного лица, индивидуального предпринимателя; факт совершения НТП юридическим лицом; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного лица; причины и условия, способствующие совершению НТП (ст. 26.1 КоАП).
3. Принцип состязательности. Данный принцип заключается, во-первых, в наличии двух обязательных сторон процесса – таможенных органов и лиц, привлекаемых к ответственности; во-вторых, в том, что все участники административного процесса имеют право отстаивать свои интересы и использовать все процессуальные права, предусмотренные таможенным законодательством.
4. Принцип равенства. Данный принцип заключается в том, что все участники производства по делу о нарушении таможенных правил наделяются равными процессуальными правами.
5. Принцип публичности и гласности. Он выражается в том, что дело о нарушении таможенных правил может быть возбуждено по инициативе таможенного органа РФ на основании непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов признаков НТП, на основании материалов, сообщений, заявлений граждан, СМИ, сведений, поступивших от других правоохранительных органов Российской Федерации, иностранных государств, международных организаций.
6. Принцип использования национального языка предполагает, что производство по делу о нарушении таможенных правил ведется на русском языке.
7. Принцип непрерывности. Он означает, что ни одна из обязательных стадий производства по делам о нарушении таможенных правил не может прерываться по причинам, не предусмотренным законодательством. Так, дело не может быть рассмотрено без составления протокола о НТП, являющего поводом к возбуждению дела.
Рассмотрев общетеоретические вопросы, связанные с организацией и правовой регламентацией института административного расследования, следует перейти к анализу конкретных этапов и стадий административного расследования нарушений таможенных правил, связанных с незаконной перевозкой товаров через государственную границу.

         

 

X