Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Административное расследование является важнейшим институтом в контексте осуществления правоохранительной деятельности в рамках административно-правового регулирования.
Определение понятия «административное расследование» содержится в статье 28.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ.4 В соответствии с положениями данного документа административным расследованием признается особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.
Такой порядок законодатель допускает, во-первых, только при выявлении административных правонарушений в cледующих областях законодательства: в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Во-вторых, административное расследование назначается при необходимости проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
В статье 28.3. перечислены должностные лица, которые уполномочены назначать административное расследование. При этом конкретные полномочия, связанные с осуществлением административного расследования, обусловлены сферой совершения правонарушений.
Так, административное расследование уполномочены назначать, должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и контроля за их деятельностью, должностные лица налоговых органов, должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, должностные лица таможенных органов и т.д.
Важно отметить, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, предопределяются необходимостью осуществления при административном расследовании экспертизы или иных процессуальных действий. При анализе данных положений следует учитывать, что по завершении расследования административного правонарушения дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.5
Несмотря на то, что как было указано, институт административного расследования на сегодняшний день получил регламентацию на федеральном уровне, в юридической науке отсутствует единое представление о нем.
Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь, тем, что правовой институт административного расследования является новеллой действующего уже почти пять лет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Видимо, по этой причине должностным лицам административных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, проводимом в форме административного расследования, приходится сталкиваться с пробелами - отсутствием в законодательстве правовых механизмов для достижения целей административного расследования.
В этой связи, ученые по разному понимают сущность и цели административного расследования.
Так, например, А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова указывают, что «административное расследование заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновном». 6
Суть административного расследования, по мнению Д.Л. Щура и Л.В. Трухановича, состоит в том, «чтобы выяснить все обстоятельства совершения правонарушения и собрать все доказательства». 7
С.И. Котюргин рассматривает административное расследование как первоначальную стадию процесса, которая состоит в деятельности уполномоченных на то государственных органов, общественных организаций и их должностных лиц по установлению фактических обстоятельств правонарушения, выявлению лица, его совершившего, фиксированию всех обнаруженных доказательств по делу в протоколе (акте) и иных документах8.
А.С. Телегин также определяет административное расследование дела как начальную стадию административного производства, которая состоит из комплекса процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию.9
Обобщая все существующие на сегодняшний день в отечественной юридической науке мнения относительно определения сущности административного расследования как правового института и его особенностей, следует сделать следующие выводы.
1.Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, которые производятся в связи с совершением административного правонарушения и направлены на установление обстоятельств его совершения. Данное определение правомерно, поскольку содержится не только в КоАПе РФ, но и конкретизировано Верховным судом РФ. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 10предпринята попытка раскрыть понятие «административное расследование». В документе указано, что оно представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
2.Конкретные процессуальные действия, проводимые в рамках административного расследования, могут состоять из назначения и проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
3. В соответствии с законом доказыванию при проведении административного расследования по делам о нарушении таможенных правил подлежат следующие обстоятельства:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
3)виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.11
Представляется, что определенный законодателем круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил, изложен в логической последовательности их разрешения. В этой связи, следует согласиться с мнением о том, что уяснению вопроса о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должно предшествовать установление наличия события правонарушения, а необходимым условием индивидуализации взыскания является учет всех обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности правонарушителя.12
4. Как следует из законодательства, административное расследование могут назначать, организовывать и производить высшие должностные лица практически всех подразделений исполнительной власти, что свидетельствует о высоком правовом статусе и существенном значении данного правового института в рамках осуществления правоохранительной деятельности органами исполнительной власти.
Вместе с тем, как было указано выше, в отечественной юридической науке, также как в законодательстве отсутствует конкретное определение понятия «административное расследование», что, естественно, создает дополнительные трудности, связанные с организацией его практического осуществления.
Написание кандидатской диссертации по праву, как и любой другой научно-исследовательской диссертационной работы начинается с подбора источниковой базы. Вся информация, используемая при написании кандидатской диссертации по праву, должна отвечать следующим критериям: быть актуальной, авторитетной и признанной в научном сообществе. Что касается диссертационной работы по юриспруденции, то она должна содержать ссылки на кодексы и другие юридические документы.

         

 

X