Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Система внешнеэкономической деятельности, связанной с оборотом лекарственных средств (далее – Л.С.) в Российской Федерации, - сложный и динамичный процесс в организационно-правовом отношении. Он регламентируется несколькими федеральными законами, рядом постановлений Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Следует отметить, что внешнеэкономический оборот с точки зрения правовой регламентации лекарственных средств характеризуется некоторыми особенностями. Как представляется, основной из них является тот факт, что лекарственные средства входят в группу товаров, на которые установлен разрешительный порядок экспорта и импорта, реализуемый через механизм лицензирования.
Другими словами, перечень лекарственных средств в рамках импорта на территорию Российской Федерации устанавливается Правительством РФ на основании предоставления лицензии на данный вид деятельности.
Таким образом, круг организаций, которым разрешено заниматься внешнеэкономической деятельностью (далее - ВЭД) в сфере оборота ЛС является ограниченным. Кроме того, отсутствует единый порядок оформления документов, необходимых для всех групп ЛС. Порядок оформления, отличный от основной группы ЛС, установлен для ввоза
наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих веществ, радиоактивных препаратов, для ввоза ЛС в гуманитарных целях, а также для ЛС, ввозимых для личного использования.
Процесс создания правовой базы, регламентирующей оборот лекарственных средств в контексте внешнеэкономической деятельности начался с момента становления суверенной российской государственности и продолжается до настоящего времени. Анализируя этот процесс, следует согласиться с мнением исследователя А.В. Коротеева21 о том, что в нем следует различать два этапа.
В рамках первого из них, продолжающегося в период с 1994 по 2000 г. были разработаны основополагающие законы и приняты подзаконные акты, регламентирующие ВЭД в сфере оборота ЛС. Основными из их являлись следующие: Федеральный закон от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»22, утративший силу к настоящему времени, Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»23, ряд Постановлений Правительства РФ (от 30 июля 1994 года N 890 ,24 от 27 мая 1997 года N 64725 (утратило силу к настоящему времени), от 25 декабря 1998 года N 1539 26, от 5 апреля 1999 года N 387 (утратило силу к настоящему времени).27
Анализируя указанные нормативно-правовые акты, следует отметить две их характерных черты: несмотря на то, что в них нашли отражения концептуальные подходы и основополагающие аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности, реальные механизмы обеспечения практического регулирования отсутствовали, что являлось неудивительным фактом в контексте общего развития отечественной правовой системы на данном этапе.
Положительные изменения общественно-политического развития Российской Федерации, наступившие после 2000 г., естественно сказались и на правовом регулировании внешнеэкономической деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
Представляется, что характерными особенностями современного этапа правового регулирования является следующее: расширение и детализация правовой регламентации, комплексный подход, а также учет опыта стран с развитой рыночной экономикой и интеграционных тенденций в экономической сфере.
Иллюстрацией этих особенностей является тот факт, что многие положения, прописанные в действующих нормативных правовых актах, приведены в соответствие с созданием Таможенного союза Таможенного кодекса, законодательства о государственном регулировании ВЭД и с перераспределением полномочий органов государственной власти, связанным с административной реформой 2004 года, ряд требований гармонизирован с международной практикой.
В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регламентирующими ВЭД в сфере оборота ЛС, являются: Таможенный кодекс Таможенного союза,28 Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ 29, указанный Федеральный закон от 24 марта 2010 года N 61-ФЗ, Постановления Правительства РФ: от 29 сентября 2010 года N 77130, от 4 ноября 2006 N 648 31, а также приказы федеральных органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение действующих законов и подзаконных актов.
Сущность государственного регулирования обращения лекарственных средств, как было указано в первом параграфе настоящей работы, связана, в первую очередь, с осуществлением государством контрольных функций относительно определения субъектов данного вида деятельности. С осуществлением указанной функции связана деятельность лицензирующих государственных органов.
Указанные нормы являются примером нетарифного регулирования ВЭД. Следует отметить, что на сегодняшний день именно они имеют приоритетное значение при регулировании внешнеэкономического обращения лекарственных средств, что, на наш взгляд, является вполне обоснованным и логичным, учитывая их специфику. Что касается тарифных методов регулирования, то следует отметить, что их применение относительно ЛС не обладает спецификой.
Рассмотрев особенности современной правовой базы, регламентирующей обращение ЛС в РФ, следует перейти к анализу конкретных особенностей регулирования перемещения ЛС через границу Таможенного Союза.

         

 

X