Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Существенное значение в контексте функционирования таможенных органов Российской Федерации имеют базовые основы их деятельности, которые определяются руководящими идеями (принципами).
Первым из них является тот факт, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ,20 таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В этой связи все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных российским законодательством источников.
Универсальный для функционирования всей системы государственных органов принцип законности, естественно, определяет характер деятельности таможенных органов. В соответствии с ним деятельность должностных лиц таможенных органов основывается на положениях и требованиях федеральных законов, международных договоров и соглашений России. Законность как принцип организации деятельности таможенных органов означает право принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции, другими словами действовать только в пределах своей компетенции. В этой связи, таможенные органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом; все решения таможенных органов принимают при строжайшем соблюдении процедуры, что является гарантией их действительности.
Принцип равенства лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод также является универсальным и определяется второй статьей Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Таможенные органы должны соблюдать права и законные интересы физических лиц при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу. При осуществлении своих полномочий таможенные органы не вправе нарушать законодательно установленные свободы граждан. В частности, согласно ст. 104 Таможенного Кодекса Таможенного Союза21 при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
Принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства обеспечивается целями и задачами, а также единой функциональной и организационной общностью ее звеньев. Данный принцип является важнейшим в контексте формирования системы органов таможенного регулирования. Он предполагает строгую иерархичность таможенных органов, жесткую субординацию между звеньями ведомства по вертикали. В этой связи каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только вышестоящим таможенным органам, которые контролируют и направляют деятельность нижестоящих, их решения носят обязательный характер. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории.
Еще одним организационным принципом деятельности системы таможенных органов является принцип профессионализма и компетентности их должностных лиц, который означает, что сотрудник или федеральный государственный гражданский служащий таможенного органа исполняет свои должностные обязанности на профессиональной основе, получая денежное вознаграждение. Он должен быть компетентен в решении поставленных перед ним задач и качественно осуществлять свои полномочия.
Специфичным принципом деятельности таможенных органов Российской Федерации являются требования ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве.
Практическая реализация данного принципа должна содействовать укреплению идеи законности, а также дальнейшему развитию частной экономической инициативы и повышению уровня политической сознательности населения. В этой связи органы федеральной таможенной службы России информируют и консультируют на безвозмездной основе участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела.
Принцип единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций способствует повышению эффективности деятельности таможенных органов, позволяет оптимизировать грузопотоки и сократить время на все таможенные формальности. На практическом уровне данный принцип перекликается с принципом ясности, предсказуемости и гласности действий должностных лиц и позволяет снизить злоупотребления как со стороны должностных лиц таможенных органов, так и со стороны подконтрольных субъектов.
Требования обеспечения единообразия правоприменительной практики выражаются в том, что сведения обо всех спорах, связанных с деятельностью таможенных органов находятся в открытом доступе в сети интернет. Кроме того, в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики в деятельности таможенных органов ФТС России направляет обзоры практики рассмотрения Службой жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела.
Принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела основан на сотрудничестве и взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В контексте практической реализации указанного принципа в Российской Федерации ведется работа по созданию благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности. В рамках данных проектов проводятся следующие мероприятия: анкетирование участников внешнеэкономической деятельности, выявление издержек, изменение графика работы таможенных органов, перераспределение товаропотоков между таможенными органами, расширение внедрения перспективных таможенных технологий.22
Наконец, еще одним принципом деятельности таможенных органов, определяющим перспективы их развития, является совершенствование таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации. В связи с практическим осуществлением указанного принципа с 2007 г. в Российской Федерации реализуется деятельность, связанная с реформированием института таможенного контроля на основе внедрения новейших информационных технологий и упрощения процедур.23
Завершая рассмотрение принципов функционирования таможенных органов Российской Федерации, следует отметить следующее. Содержание и практическая реализация указанных руководящих идей, несомненно, способствуют упрочнению структуры таможенных органов, предъявляют к государственной службе в таможенных органах повышенные требования, определяют перспективные направления развития системы таможенных органов. Думается, что следование указанным руководящим идеям в конечном итоге будет являться залогом развития таможенной системы Российской Федерации в соответствии с лучшими мировыми стандартами. 

         

 

X