Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

События, произошедшие в России в 1917 г., ознаменовали собой крах государственно-правовой системы Российской империи.
Декларируемая новой большевистской властью готовность практически осуществлять эксперимент по построению новой социалистической государственности на практике означала намерение начать государственно-правовое строительство «с чистого листа». В этой связи  первоначально планировалось полностью отказаться от опыта прежнего правового регулирования во всех отраслях, включая уголовно-исполнительное право.  В связи с вышесказанным, следует считать, что после 1917 г. институт исполнения наказания в виде лишения свободы «возник заново». При этом первоначально уголовная и пенитенциарная политика большевистского правительства приобрела  своеобразный рекламно-идеологический и классовый аспекты, сформулированные в работах В.И. Ленина. Так, в  «Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде» вождем мирового пролетариата была изложена позиция о том, что коммунистическая партия должна стремиться к тому, чтобы система наказания была окончательно заменена системой мер воспитательного характера. Данное положение об отношении пролетарского государства к наказанию незамедлительно нашло свое отражение в нормативных актах. 1
Первым значимым советским нормативным источником в этой связи стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового», утвержденная Постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г.2 
В указанном документе были сформулированы цели и механизмы новой уголовно-исполнительной системы. Среди основных принципов были названы самоокупаемость и перевоспитание заключенных.
Инструкция закрепляла систему мест лишения свободы, состоявшую из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний. Сюда входили и испытательные заведения для лиц, в отношении которых имелись основания к послаблению режима или досрочному освобождению, карательно-лечебные заведения (в них содержались заключенные с заметно выраженными психическими заболеваниями), больницы. 
Таким образом, первоначальной тенденцией политики советского правительства в отношении правового регулирования института исполнения наказания в виде лишения свободы стала попытка отказа от сугубо карательной функции наказания, что проявилось в уменьшении количества мест заключения.
Однако, в дальнейшем под влиянием разнообразных субъективных факторов, в первую очередь, Гражданской войны и реализации стратегии ускоренной индустриализации и коллективизации, вновь была возвращена фактически прежняя модель уголовно-исполнительной политики, в том числе и в отношении исполнения наказания в виде лишения свободы. Показательно, что ее характеризовало значительное ужесточение.
Так, в условиях развернувшейся в России гражданской войны Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты Советской Республики от «классовых врагов» путем изоляции их в концентрационные лагеря. Решение СНК РСФСР поддержано Декретом ВЦИК от 17 мая 1919 г. Данным документом предусматривалось создание двух типов лагерей - обычных и особых - на все время гражданской войны. Лагеря начинают создавать на Северной Двине в 75 км к юго-востоку от Архангельска, в Холмогорах  и Пертаминске. В 1922 г. советское правительство передало в распоряжение Главного политического управления (ГПУ) Соловецкие острова вместе с монастырями для размещения там заключенных из Холмогор и Пертаминска. Соловецкие лагеря особого назначения функционировали с 1923 по 1939 г. Официально они назывались Северные лагеря особого назначения (СЛОН).3 Таким образом, в период гражданской войны наказание в виде лишения свободы стало представлять собой главное средство репрессивной политики государства, с помощью которого происходила первоначально изоляция, а фактически физическое избавление от неугодных режиму «классовых элементов».
Тем не менее, в советских нормативно-правовых актах правовое регулирование института лишения свободы осуществлялось в контексте гуманистической теории факторов преступности. 
Так, например, в соответствии с нормами Уголовных Кодексов 1922 г. и 1926 г.4 лишение свободы определялось как мера социальной защиты, применяемая в отношении лиц, совершивших преступления. При этом в соответствии со статьей 20 УК РСФСР 1926 г. применялся дифференцируемый подход к видам лишения свободы. В этой связи выделялись  - лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. В примечании к ст. 20 дополнительно определялось, что  Верховному Суду РСФСР, краевым и областным судам, железнодорожным и воднотранспортным судам и военным трибуналам принадлежит право в отношении лиц, осужденных за наиболее опасные преступления, определять лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При этом срок лишения свободы определялся на срок от 1 дня до 10 лет (ст. 28 УК РСФСР 1926 г.).
Другим важным документом, регламентирующим исполнение наказания в виде лишения свободы в данный период стал Исправительно-трудовой кодекс СССР, принятый 16 октября 1924 г. 5 В этом документе формулировались требования о необходимости соединения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с исправительно-трудовым воздействием. Устанавливался принцип самоокупаемости. 
Показательно, что Кодексом запрещалось подвергать заключенных физическому страданию и унижению человеческого достоинства. Устанавливалось раздельное содержание заключенных различных категорий и применение прогрессивной системы отбывания наказания. В качестве основных средств исправления и перевоспитания заключенных предусматривались режим, труд и культурно-просветительная работа. 6
Таким образом, на этапе становления советской государственно-правовой системы имело место радикальное противоречие относительно основ регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы.  С одной стороны, налицо имели место тенденции гуманизации условий данного вида наказания, прогрессивный подход к определению его основных целей и задач. С другой стороны, создание системы концентрационных лагерей означало приобретение данным видом наказания статуса основного метода репрессий. 
Отмеченное противоречие было частично разрешено уже в 1930 – е гг., что определялось спецификой установившегося сталинского тоталитарного режима. Этот период времени был ознаменован жестким поворотом в пенитенциарной политики в направлении усиления репрессий по отношению к «классово чуждым» элементам. Естественно, что данное обстоятельство не могло не отразиться на правовой регламентации института исполнения наказаний в виде лишения свободы.
Показателем указанных процессов явилось, в первую очередь, изменение структуры учреждений, исполняющих данный вид наказаний. В частности, к 1930 – е гг. в стране по-прежнему сохранялись две системы мест заключения. Первая, республиканская, к началу 1930-х годов включает тюрьмы для содержания прежде всего следственных заключенных и исправительно-трудовые колонии. Во вторую, принадлежавшую ОГПУ, входили исправительно-трудовые лагеря, количество которых постепенно возрастало, и несколько политизоляторов, то есть тюрем для содержания политических противников власти. В лагерях находились осужденные на срок от 3 лет и больше - как за контрреволюционные, так и за уголовные преступления.7
В результате передачи исправительных учреждений в ведение Накромата юстиции образовывались две параллельные подпенитенциарные системы - исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), управляемых из центра ОГПУ, и исправительно-трудовых колоний, управляемых республиканскими НКЮ. Вместе с тем отмечается, что условия содержания в ИТЛ во многом были схожи с общими местами заключения (исправительно-трудовыми колониями), в частности предусматривались: прогрессивная система, культурно-просветительная работа, условно-досрочное освобождение и т.д. 
В целом система мест в 1930 – е  гг. заключения к началу 1930 г. состояла из трех основных звеньев: исправительно-трудовые лагеря, дома заключения и трудовые колонии открытого и закрытого типов, дома заключения для подследственных и пересыльных.8  В конце 1930-х годов ликвидируются НКВД союзных и автономных республик, в связи с этим подчиненные им места заключения и управления переданы НКЮ союзных республик.
Важное значение в контексте правовой регламентации исполнения наказаний в виде лишения свободы имел факт создания в апреле 1930 г. Управления исправительно-трудовых лагерей (УЛАГ). Статус тогда еще небольшого Управления с аппаратом из 87 человек был уже осенью того же года повышен до статуса Главного управления. Знакомая аббревиатура «ГУЛАГ» появилась в официальном делопроизводстве 9 ноября 1930 г., когда очередной приказ объявил о вводимом с 1 октября, то есть задним числом, новом штатном расписании Главного управления лагерями ОГПУ. С тех пор это подразделение ОГПУ НКВД СССР, несмотря на свои неоднократные переименования, всегда сохраняло свою первоначальную аббревиатуру - ГУЛАГ.9
Вся оперативная и производственно-хозяйственная деятельность ГУЛАГа НКВД СССР была направлена:
- на усиление изоляции заключенных и борьбу с антисоветскими проявлениями среди них;
- на сохранение физического состояния заключенных и их полное трудовое использование;
- на комплектование важнейших оборонных строительств и предприятий рабочей силой из заключенных;
- на всемерное усиление производства боеприпасов, спецукупорки и другой оборонной продукции; 
- на расширение собственной продовольственной базы.10
Практическая работа ГУЛАГа НКВД СССР: осуществляет руководство исправительно-трудовыми лагерями, подчиненными непосредственно Центру, республиканскими, краевыми и областными управлениями и отделами исправительно-трудовых лагерей и колоний, входящими в состав НКВД - УНКВД по территориальности. 11
В дальнейшем вплоть до своей ликвидации структура ГУЛАГА имела устойчивую тенденцию к расширению. Представляется, что с момента появления этого органа реальное правовое регулирование института исполнения сошло на нет, а его целью окончательно стала связываться с репрессивной составляющей. 
Важное  изменение правовой регламентации института исполнения наказания в виде лишения свободы было связано с ликвидацией системы ГУЛАГ.  В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 25 октября 1956 г. система ГУЛАГа была ликвидирована по причине необеспечения главных функций института исполнения наказания в виде лишения свободы, связанных с решением задач по исправлению и перевоспитанию заключенных.  В условиях либеральной «оттепели» регламентация данного вида наказания была возвращена в «правовое русло». Основной задачей лишения свободы объявлялось осуществление ресоциализации осужденных, в связи с чем основной единицей  системы учреждений исполнения данного вида наказания стала исправительно-трудовая колония. 
В дальнейшем, в ходе проведения правовых реформ 1960 – х гг. 1970 – х гг. в СССР  была создана единая пенитенциарная система, включающая в себя исправительно-трудовые колонии различных видов режимов (ИТК-поселения, ИТК общего, усиленного, строгого и особого режимов), тюрьмы, воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режимов, лечебные исправительно-трудовые учреждения. В таком виде система исполнения наказания в виде лишения свободы просуществовала вплоть до краха СССР в 1991 г.
Завершая анализ правовой регламентации института лишения свободы в советский период, следует сделать вывод о том, что в это время он получил статус основного вида наказания. Вместе с тем представление о целях лишения свободы постоянно менялось. 
Первоначально, подчеркивалась воспитательная функция лишения свободы, однако реальные условия исторического развития  советской государственности существенно изменили такой подход, превратив данный институт в главный инструмент карательной политики государства, используемый для создания тоталитарной государственности.  Данный вывод подтверждает деятельность структур ГУЛАГа.
Впоследствии под влиянием «оттепели» на передний план стала выходить функция ресоциализации, однако, как представляется, данный процесс не был завершен. В этой связи именно карательная функция лишения свободы являлась основной в период существования советской государственности.
***Если вы читаете эту статью, то, наверняка, подбираете материал для своей научной работы, магистерсткой или кандидатской диссертации.
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в этом нелегком деле, мы оказываем услуги написание диссертации на заказ.
Написание научной работы на заказ осуществляется с учетом всех требований именно вашего ВУЗа и рекомендациям вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас диссертационных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на написание диссертационного исследования не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание диссертации на заказ. 
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем, а демократичная цена вас приятно удивит!

         

 

X