Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Организационно-правовые основы деятельности налоговых органов по организации и осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков
Ключевой особенностью правового регулирования деятельности по осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков является его регламентация преимущественно на уровне подзаконных нормативных правовых актов ведомственного значения, а именно – на основе Федеральной налоговой службы России (далее ФНС России и Министерства финансов).
Основополагающий кодифицированный нормативный правовой акт в сфере налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее -НК РФ) устанавливает лишь общие особенности осуществления налогового контроля, а именно: детально регламентирует механизм организации налогового контроля, который предполагает осуществление деятельности в различных формах, основными из которых являются такие как налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверка учетных данных и прочих документов хозяйственной деятельности налогоплательщика, осмотр помещений, опрос свидетелей, привлечение экспертов.
Общие основы организации налоговых проверок установлены и в рамках других актов федерального значения. Так, в частности, в целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.1 В Концепции предусмотрен специальный алгоритм, основанный на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений. В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»2 с 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (за некоторыми исключениями). С 2009 г. введен обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Также необходимо отметить, что у налоговых инспекций появятся новые основания для истребования у налогоплательщиков пояснений при проведении камеральной проверки. Такими основаниями являются, в частности, уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате, или декларация с заявленной суммой убытка.
Статусу крупнейших налогоплательщиков в качестве объектов налогового контроля посвящена по сути лишь одна норма НК РФ – п.3. ст. 80, диспозиция которой обязывает крупнейших налогоплательщиков представлять все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме. При этом в рамках федерального законодательства сама дефиниция «крупнейший налогоплательщик» не закреплена, что является, на наш взгляд, серьезным недостатком системы действующего законодательства.
Законодатель при решении проблемы идентификации крупнейших налогоплательщиков пошел путем простого определения классифицирующих этот статус признаков конкретного юридического лица. В этой связи ключевое значение при регламентировании правового статуса крупнейших налогоплательщиков в целом и особенностей осуществления в их отношении мероприятий налогового контроля имеют Приказы Федеральной налоговой службы России, определяющие критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам. Рассмотрим основные из них.
Хронологически первым нормативно-правовым актом, устанавливающим признаки крупнейших налогоплательщиков стал Приказ Федеральной налоговой службы от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@3 Нормы этого документа устанавливают ключевые критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших, а именно: - показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации; - признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц; - наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
Первому из перечисленных критериев в процессе идентификации крупнейших налогоплательщиков придается первостепенное значение в связи с чем указанный документ устанавливает конкретные его количественные показатели.
В частности, определяется, что к таким организациям относятся те юридические лица, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение: 1 суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 миллионов рублей; 1 суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; активы превышают 20 миллиардов рублей.
Кроме того, отнесение организаций к категории крупнейших налогоплательщиков осуществляется и с учетом характеристики зависимости показателей их деятельности и его вида.
В этой связи к таким организациям в соответствии с нормами вышеуказанного Приказа ФНС следует относить, во-первых, организации оборонно-промышленного комплекса, у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения: сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год; сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Во-вторых, организации, включенные в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения: сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год; сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
В-третьих, к крупнейшим налогоплательщикам может быть отнесена кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которая (который) имеет соответственно: лицензию на осуществление банковских операций; лицензию на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера; лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра; лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
В-четвертых, некоммерческие организации могут быть отнесены к организациям - крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций соответствует вышеуказанным суммовым значениям.
Важно отметить, что указанный выше Приказ ФНС устанавливает сроки сохранения статуса крупнейшего налогоплательщика в случае изменения показателей финансово-экономической деятельности в сторону уменьшения, а именно – в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Таким образом, значение указанного Приказа в процессе организации налогового контроля крупнейших налогоплательщиков заключается в том, что он закрепляет критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим. Данный факт, в свою очередь, закрепляет применение к ним особых правил учета.
Другим ключевым нормативным правовым актом, регламентирующим правовой статус крупнейших налогоплательщиков, стал Приказ Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 85н4, утвердившим Особенности постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков.
Основными характеристиками данного процесса, определяемыми данным нормативным правовым актом являются следующие.
В соответствии с его нормами постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
При этом процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов. Инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.
Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50. Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Таким образом, вторым ключевым аспектом правового статуса организаций, относимых к категории крупнейших налогоплательщиков, является особая организация их учета и особенности его ведения. Особенности осуществления данного процесса регламентированы и в рамках других нормативных правовых актов подзаконного характера, ключевым из которых является Приказ ФНС от 27.09.2007 № MM-3-09/553@5, утверждающий Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций.
В соответствии с нормами проанализированных выше нормативные правовые акты, устанавливающих правовую основу осуществления налогового контроля крупнейших налогоплательщиков, формируется организационная структура этой деятельности.
Прежде чем приступить к ее анализу, целесообразно, на наш взгляд, определить характерные особенности общей системы налогового и финансового контроля, существующей в Российской Федерации в настоящее время.
Представляется, что организационная структура налогового контроля начала формироваться одновременно с процессом распада советской государственности. Так, в декабре 1991 г. налоговый контроль осуществляется органом Министерства финансов Государственной
налоговой службой (ГНС России). Уже с этого времени были определены основные организационные принципы осуществления налогового контроля, главным из которых стали строгая иерархичность и централизация. Их практическим проявлением стал тот факт, что налоговый контроль на заре формирования российской федеративной государственности осуществлялся на трех уровнях:
- на федеральном уровне (центральном) субъектом его реализации стал федеральный орган государственного управления (ГНС РФ), возглавляемый руководителем в ранге Министра РФ, назначаемый на должность Президентом РФ;
- на региональном субъектами налогового контроля стали Государственные налоговые инспекции по субъектам федерации;
- на местном - Государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах.
Государственная налоговая служба России в 1992 г. выделилась из Минфина России и стала самостоятельным не зависимым от Минфина России органом исполнительной власти федерального уровня.
В 1998 г. Указом Президента России от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ).
Указом Президента РФ от 3 сентября 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу Российской Федерации (ФНС России), передав функции налогового ведомства по принятию нормативных актов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах Минфину России.
Таким образом, налоговые органы страны вернулись в Министерство финансов, в составе которого они исторически находились с момента образования Министерства, то есть с 1802 г.
Полномочия ФНС России как правопреемника МНС РФ закреплены в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утвер-ждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства фи-нансов РФ. Регулирование форм и методов налогового контроля осуществля-ется непосредственно приказами Минфина России (установление особенно-стей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвое-ния и применения ИНН и т.д.). Вместе с тем все ранее принятые норматив-ные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу.
В настоящее время институт налогового контроля за уплатой налогов и сборов находится в компетенции специальных государственных органов - налоговых служб. В России налоговые органы с 1991 г. представляют собой централизованную систему. Налоговые органы отделены от финансовых ор-ганов и имеют собственную структуру, в которую входят:
федеральный орган исполнительной власти - Федеральная налоговая служба России;
управления ФНС России по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции ФНС России, непосредственно подчиняющиеся ФНС России;
инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городах без рай-онного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня с не-посредственным подчинением управлениям ФНС России в субъектах Феде-рации.
Налоговый контроль осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и ее территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России), в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы).
Особая организационная структура реализации налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков начала формироваться с конца
1990 – х гг. Инициатором этого процесса выступило Правительство РФ, справедливо рассматривающее совершенствование реализации налогового контроля в качестве одного из ведущих инструментов обеспечения финансовой стабильности государства.
В 1998 году в заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20 июля 1998 г. № 85 16 (в ред. постановления Правительства РФ от 17.12.1999 № 1399) планировалось, что ключевым элементом улучшения ситуации с доходами станет составление полного списка крупных налогоплательщиков и повышение контроля за уплатой ими своих текущих налоговых обязательств. Планировалось принятие решительных мер в отношении крупных налогоплательщиков с тем, чтобы продемонстрировать приверженность Правительства Российской Федерации задаче реализации законодательства и заставить налогоплательщиков выполнять установленные для них в законодательном порядке обязательства». В постановлении Правительства РФ от 19.07.1999 № 8297 главной целью преобразований в сфере налоговой политики объявлялось являлось повышение собираемости налогов, совершенствование налогового администрирования, оптимизация структуры налогообложения. Центральным элементом стратегии повышения доходов в данном документе назывался контроль за выполнением обязательств крупнейшими налогоплательщиками.
С целью усиления такого контроля планировалось предпринять следующие меры: официально распределить обязанности и оформить организационную структуру работы с крупнейшими налогоплательщиками; - в 1999 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внести законопроект, предусматривающий, что инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками и ее региональным отделениям будут даны полномочия указывать налогоплательщикам на необходимость предоставления налоговых деклараций и определять место уплаты налогов.
В этом же постановлении Правительство РФ заявило, что намерено совершенствовать мониторинг и контроль за крупнейшими налогоплательщиками, и планировало в этих целях принять меры для эффективного внедрения системы инспекций по работе с крупными налогоплательщиками на консолидированной основе, обеспечить комплектование штатов этих подразделений и выделение необходимых ресурсов. Кроме того, специальные инспекции должны быть наделены необходимыми юридическими полномочиями для проведения своей работы, в том числе для контроля за выручкой, подачей налоговых декларации и определения места уплаты налогов.
В контексте указанных требований этого нормативного-правового акта и после издания указанных Приказов ФНС началось создание организационной структуры уполномоченных на осуществление налогового контроля крупнейших налогоплательщиков органов.
В частности, за короткий период времени были учреждены межрайонные инспекции по учету крупнейших налогоплательщиков, находящиеся в непосредственном подчинении Управления МНС России по субъекту Российской Федерацию и МНС России. Основной функцией данных органов был контроль за крупнейшими, налогоплательщиками, осуществляющими деятельность и/или имеющих на территории субъекта Российской Федерации, где образовывалась такая инспекция, обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению. В отношении рассматриваемой категории налогоплательщиков такие инспекции обладали всеми полномочиями налоговых органов, предусмотренных статьей 31 Налогового кодекса РФ.
В настоящее время администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне — в специализированных по отраслевому признаку межрегиональных инспекциях (МИ) ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (2504 организации) и на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам8, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам РФ (2173 организации). Важно отметить, что в 2014 г. новым Приказом Минфина России 9 были утверждены новые Положения, регламентирующие структуру, полномочия и порядок деятельности указанных органов. Охарактеризуем подробнее указанные аспекты.
Ключевым субъектом структуры осуществления налогового контроля крупнейших налогоплательщиков в настоящее время является Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (далее - Межрегиональная инспекция), которая является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с действующим законодательством этот орган в сфере организации налогового контроля крупнейших налогоплательщиков о реализует следующие полномочия:
- осуществляет контроль и надзор (в том числе проверки) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками;
- ведет в установленном порядке учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;
- осуществляет мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
- организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
- анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.
В целях эффективного исполнения своих полномочий межрегиональная инспекция имеет право:
- запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, давать крупнейшим налогоплательщикам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Межрегиональную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Начальник Межрегиональной инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Межрегиональную инспекцию задач и функций.
Начальник Межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению начальника Межрегиональной инспекции.
Именно начальник формирует по своему усмотрению внутреннюю структуру конкретной межрегиональной инспекции, в связи с чем:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Межрегиональной инспекции;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет на утверждение в ФНС России структуру Межрегиональной инспекции;
- утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Межрегиональной инспекции, должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции ее работников;
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Межрегиональной инспекции, обязательные для исполнения всеми государственными гражданскими служащими и работниками Межрегиональной инспекции;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке государственных гражданских служащих и работников Межрегиональной инспекции;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Межрегиональной инспекции;
- решает в соответствии с трудовым законодательством вопросы заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с работниками Межрегиональной инспекции.
- представляет в ФНС России проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Межрегиональной инспекции, а также отчеты об их исполнении;
- представляет в ФНС России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Межрегиональной инспекции;
- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих и работников Межрегиональной инспекции за нарушения, допущенные ими в работе.
Таким образом, анализ типовой структуры и полномочий Межрегиональной налоговой инспекции позволяет сделать вывод о том, что именно этот орган является ключевым субъектом организации налогового контроля крупнейших налогоплательщиков, поскольку его главной задачей является повышение эффективности налоговых зачетов у данной категории налогоплательщиков. При этом важно отметить, что указанное положение, регламентирующее деятельность Межрегиональной инспекции предполагает жестко иерахичный, фактически авторитарный стиль руководства, в рамках которого широкие полномочия начальника инспекции сочетаются с его личной персональной ответственностью.
Первичным элементом структуры организации налогового контроля крупнейших налогоплательщиков является налоговая инспекция районного, городского и межрайонного уровня. В отношении данной категории налогоплательщиков этот орган уполномочен осуществлять следующие функции:
- осуществлять учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Инспекции;
- проводить мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
- осуществлять организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
- производить анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.
Таким образом, следует отметить, что основным направлением деятельности налоговых инспекций указанного уровня, реализуемым в отношении крупных налогоплательщиков является, во-первых, осуществление подготовительных мероприятий для проведения налогового контроля, а, во-вторых – фактическое дублирование контрольных функций межрегиональных инспекций. Такого рода определение функционального назначения городских, районных и межрайонных налоговых инспекций представляется оправданным, учитывая сложность и масштабы деятельности, связанной с обеспечением эффективного налогового контроля крупнейших налогоплательщиков.
Рассмотрев организационную структуру деятельности по осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков, необходимо сделать вывод о ее прогрессивном характере, поскольку во всех ведущих странах учет и контроль налогоплательщиков также осуществляется в рамках отдельной структуры, включающей в себя органы власти, уполномоченные реализовывать строго определенные полномочия в отношении данной категории налогоплательщиков.
Вместе с тем, опыт ведущих западных государств показывает существенные различия в подходах к осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков. Как указывает в своем исследовании А.А. Юнак,10 деятельность зарубежных специализированных органов по осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков основана на принципах специализации деятельности и партнерстве с администрацией контролируемых организаций. Так, персонал специализированных по осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков налоговых инспекций США, как правило, разбивается на 5-7 отраслевых «секторов» или подгрупп. В ряде ИКН эти группы по основным отраслям подразделяются и далее за счет создания более специализированных «отраслевых секций», позволяющих более четко отражать их отраслевую направленность. Тем самым обеспечивается весьма четкая специализация и закрепляется последовательность подхода. Помимо отраслевых структур, как правило, создается также ряд специализированных подразделений для осуществления вспомогательных функций.
В состав инспекций по крупнейшим налогоплательщикам многих государств входят следующие подразделения: контрольно-инспекционные группы, группы контроля качества, группы административной поддержки, группы по анализу рисков и оперативной информации, международные подразделения, специализированные технические подразделения и другие.По каждой отрасли создаются контрольно-инспекционные группы, возглавляемые опытными руководителями и укомплектованные профессиональными работниками, которые обладают необходимыми навыками, опытом и специальными знаниями в обслуживаемой отрасли.
В составе многих зарубежных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам созданы группы контроля качества для содействия объективному проведению налоговых проверок в соответствии с высокими стандартами, а также обеспечению последовательного подхода в рамках налоговых проверок, проводимых различными отраслевыми группами. Указанные группы также обеспечивают механизм минимизации возможностей для сговора между контролирующим работником и налогоплательщиком. В группе контроля качества должны работать сотрудники, которые не зависят от контрольно-инспекционной группы.
Должностными обязанностями сотрудников указанной группы должны быть анализ масштаба, направления и сроков налоговой проверки с целью обеспечить общую четкость, целенаправленность и качество.
Группа административной поддержки - вспомогательная группа или отдел, которые необходимы, чтобы квалифицированные сотрудники не тратили время на осуществление элементарных административных задач. Как правило, создается отдельное вспомогательное подразделение, которое обслуживает все отраслевые группы по таким функциональным направлениям, как общее ведение переписки и учет.
В передовых инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам имеется подразделение или группа, чьи функции состоят в сборе и обработке колоссальных объемов имеющейся информации, которая может отражать показатели деятельности налогоплательщиков в рамках каждой конкретной отрасли - это группа по анализу рисков и оперативной информации. Обработанная такими группами информация используется при выборе субъектов и объектов налоговых проверок, составлении программ контрольной деятельности и разработке планов проверок конкретных налогоплательщиков.
Поскольку у многих крупных групп компаний (конгломератов) имеются аффилированные лица за рубежом, в некоторых инспекциях по работе с крупнейшими налогоплательщиками создается специализированное подразделение для решения международных вопросов, общее для всех контролируемых организаций не зависимо от отраслей экономики. Вопросы, входящие в компетенцию такого международного подразделения, включают применение договоров об избежании двойного налогообложения, анализ трансфертного ценообразования (включая недостаточную капитализацию), современные конвенции о ценообразовании, а также прочие трансграничные операции.
Поскольку инспекции по крупнейшим налогоплательщикам рассматривают наиболее сложные налоговые вопросы, они должны комплектоваться наиболее квалифицированными сотрудниками. Поэтому крайне важно уделять особое внимание подбору и сохранению профессионального персонала. Сотрудники данных инспекции, как правило, должны иметь необходимую квалификацию в сфере бухгалтерского учета, права или экономики. Основной персонал должен состоять из специалистов по бухгалтерскому учету или коммерческой (предпринимательской) деятельности, причем привлекаются лица со стажем работы от 5 до 7 лет в коммерческих структурах. Обычно это способствует повышению уровня осведомленности персонала инспекций в коммерческой деятельности.
В большинстве государств для сотрудников подразделений по работе с крупнейшими налогоплательщиками считается целесообразным организация углубленного обучения по следующим направлениям: методы контрольно-инспекционной работы; технические и правовые вопросы налогообложения; навыки проведения собеседования; подготовка отчетов; судопроизводство; выступление в суде.
Кроме того, в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам многих государств существуют Кодекс поведения сотрудников и подробные должностные инструкции.
Таким образом, с учетом вышесказанного, представляется, что дальнейшее совершенствование организационной структуры деятельности по осуществлению налогового контроля крупнейших налогоплательщиков должно осуществляться с учетом позитивного международного опыта и предполагать проведение следующих нововведений в отношении субъектов данного вида налогового контроля:
- сведения в единое подразделение всех вспомогательных функций, что предполагает перевод в отдельное вспомогательное подразделение всех функций, относящихся к компьютерному обеспечению, вводу данных, кадровой работе, бухгалтерскому учету и выверке платежей;
- группирования особо специализированных функций, где наблюдается недостаток высококвалифицированных кадров;
- сохранения оставшихся функций в составе отдельных Инспекций;
- установление уточненной вертикали управления для новых подразделений;
- создание в рамках структуры Минфина РФ специализированного подразделения для выполнения в интересах всех межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам сложных задач по анализу и применению международных договоров в налоговой сфере, по согласованию в необходимых случаях ценообразования, а также международного обмена информацией и опытом. Представляется, что формирование такого подразделения позволит создать центр знаний по этим вопросам и предоставит возможность для развития профессиональных навыков, недостаток в которых на данный момент наблюдается по этим направлениям;
- сохранение основных функций контрольной работы, анализа, юридической работы, урегулирования задолженности и работы с налогоплательщиками в составе каждой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

         

 

X