Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Аудит эффективности использования бюджетных  как показатель действенности бюджетных организаций
Аннотация научной статьи:
В данной статье рассматривается вопрос методики оценки бюджетных средств, расписана необходимость проведения аудита эффективности, механизмов мониторинга эффективности бюджетных расходов при включении проведения контрольных мероприятий.
Ключевые слова:
аудит эффективности, бюджетные расходы, мониторинг, оценка эффективности, бюджетирование, административные и бюджетные реформы, звенья государственного контроля, концептуальный подход.
Практическая деятельность многих стран, включая Россию, также Кыргызскую республику, показывает, что внедрение бюджетирования должно быть ориентировано определенный образом на результат, который не должен выходить за рамки Законов, принимаемых на различных уровнях. Тем не менее, любая бюджетная деятельность должна помимо регулирования нормативно-правовыми актами контролироваться, так как за последнее время выросло число коррупционных действий, что в свою очередь имеет свои последствия1.
На современном этапе развития республики Кыргызстан характерной постановкой масштабной общенациональной задачей должно быть осуществимо на основе качественного преобразования деятельности республики в различных сферах экономики. Решением данной задачи должны стать административные и бюджетные реформы, суть которых должна заключаться в преобразовании эффективности системы управления и контроля
за бюджетными средствами. Основанием для формирования и исполнения бюджетов различных уровней должно стать четкое последовательное управление.
В таком случае на данном уровне обозначается необходимость потребности в активизации инструментов воздействия на экономические процессы. При такой ситуации очевидным становится возрастающая роль по реализации данных процессов.
В последнее время происходит разобщение звеньев государственного финансового контроля, при слабоориентированности на результаты хозяйственной и финансовой деятельности бюджетных организаций. Нет четко разработанных концептуальных подходов к формированию данной системы, четко поставленной разработанной нормативно-правовой базы, внедрения прогрессивных форм контроля, видов и методов контрольной деятельности.
В то же время экономическая функция государства медленно, но развивается и происходит трансформация и адаптация к новым условиям. При всем этом финансовые контрольные органы активно переходят от традиционноcти проверки адресности и целесообразности бюджетных ассигнований к контрольным функциям результативности и экономичности использования бюджетных средств. Такая функция обуславливается необходимостью обоснования концептуального подхода, в активизации финансового контроля, соответствующей стратегическим задачам повысить эффективность результативной деятельности бюджетных ресурсов республики.
Развитие аудита эффективности приводит к распространённому и эффективному методу устранения излишнего разнообразия, средствами сокращения определенных элементов и решений в Кыргызской республике. Результатом такой деятельности стала разработка аудиторских стандартов в национальных рамках и уже после в международных масштабах2.
При всем этом 3 апреля 2000 года выходит указ президента Кыргызской республики о том, что на территории Кыргызской республики надо образовать Государственную комиссию при правительстве по стандартам финансовой отчетности и аудиту. Постановление Правительства Кыргызской республики от 22 апреля 2003 года № 235 «О международных стандартах аудита в Кыргызской республике» утверждаются Международные стандарты аудита, которые в свою очередь издаются Комитетом по международной практике Международной федерации бухгалтеров в г. Нью-Йорке.
На сегодняшний день аудиторские стандарты формируются, происходит обучение аудиторов по новым прогрессивным программам. Стандарты к аудиту определяются общим подходом к проведению данной деятельности, масштабы проверки, виды отчетностей, основные принципы, которыми должны обладать представители данной профессии.
Стандарты на сегодняшний день должны обеспечивать высокое качество аудиторской проверки, содействовать внедрению в аудиторскую практику научные и практические достижения, помогать пользователям понимать процесс аудиторской проверки, также помогать аудиторам веси переговоры с клиентами и т.д.
Организовать рациональное и эффективное расходование бюджетных средств – это необходимость в любом современно обществе, так как именно контроль может влиять на параметры функционирования экономической деятельности в республике. При этом очевидным является и то, что оценивая результативность бюджетных организаций с помощью аудита эффективности общество в полной мере может использовать свои ресурсы эффективно.
Аудит эффективности широко применятся в зарубежных странах в течении последних десятилетий, как один из видов финансового контроля.
Важность аудита эффективности неоспорима, также не исключена проверка, которая направлена на проверку того, как и на сколько эффективным является использование бюджетных средств. Данный контроль может включать не только свои аспекты управления, но и организационную и административную системы.
Но также при этом должен учитываться анализ действующих федеральных законов и правовых актов, позволяющих сделать вывод об отсутствии необходимой базы для осуществления аудита эффективности. На законодательном уровне это понятие пока не утверждено.
Квалифицировать деятельность по использованию бюджетных средств как «неэффективной» должна требовать специального доказательства того, что должна существовать практическая возможность альтернативы данной деятельности, которая способна привести к наилучшему использованию бюджетных средств организаций.
Определить уровень гарантийной адекватности результатов аудиторской проверки можно достичь лишь соблюдая аудиторские стандарты, которые формируются едиными базовыми требованиями к качеству и надежности аудиторской проверки.
Целью аудиторских стандартов должно являться обеспечение всех аудиторов пониманием целей и основных принципов аудита, правовой базы и обязанности аудитора. Стандарты должны служить не только основанием для оценки качества проведения контроля, но и определением ответственности аудиторов при недобросовестном исполнении своей работы.
При переходе Кыргызской республики на международные стандарты учета и аудита потребовало дополнительных средств на разработку и создания условия для внедрения данных стандартов. Также решалось предусмотреть создание научно-методического и информационного обеспечения реорганизации учета3.
Работа по направлению разработки отечественного стандарта по учету и аудиту продумывалась как весомая и значительная. Нужна была в свою очередь подготовка и переподготовка специалистов по аудиту.
В процессе, когда в Кыргызской республике создаются аудиторские объединения основная работа закачается в создании качества обновления аудиторских стандартов, подготовке и аттестации специалистов, которые осуществляют контроль за профессиональной деятельностью аудиторов.
Осуществляются определенные комплексные работы по адаптации важнейших из международных аудиторских стандартов, которые применяются в условиях национальной экономики, которые в дальнейшем должны исходить из того, чтобы общепризнанная теория и практика аудиторской деятельности рассматривала стандарты профессионального аудита весьма противоречиво.
Но перед этим можно дополнить то, что соблюдение действия аудиторских стандартов в той или иной стране это всего лишь самый минимальный уровень, ориентируясь на который можно лишь с малой долей вероятности судить о качестве аудита. Лишь в том случае, когда стандарты действуют полностью, когда выполнятся качественное аудиторское обслуживание, только в этом случае можно говорить о достаточном качестве эффективности.
В 2009 году федеральным правительственным документом определяется, что оценивание эффективность деятельности региональных органов власти должно проводиться в таких сферах как: экономический рост деятельности бюджетных организаций, здравоохранение и здоровье населения, профессиональное образование, общее образование, жилищное строительство и
обеспечение человека жильем, ЖКХ, дорожно-транспортное хозяйство, обеспечение безопасности граждан, организация государственного и муниципального управления.
При всем этом в сфере здравоохранения, в сфере образования, ЖКХ, государственного и муниципального управления предусматривается проведение аудита эффективности расходования бюджетных средств бюджетных организаций.
При этом характеризуется уровень эффективной деятельности данных сфер, то как и зачем тратятся бюджетные средства, на сколько эффективно.
В 2010 году данный перечень показателей для оценки аудита эффективности дополняется показателями, которые характеризуют эффективность подготовки молодежи к военной службе, положения инвалидов, показатели уровня безопасности и материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних детей, инвалидов и престарелых граждан.
Учитывается и практический опыт проведения оценки аудита эффективности по итогам 2010 года, в результате которой из существующего перечня показателей исключается определенный ряд характеристик, которые отражают непосредственную реализацию полномочных органов исполнительной власти субъектов Кыргызской республики.
При этом уточняются методы проведения аудита эффективности и формы докладов, которые предоставляются руководителями высших органов исполнительной власти о результатах деятельности, о конкретных показателях, которые достигнуты за отчетный год, также планируемых показателях.
Но при всей важности данных документов, также практики, которая формируется в отношении оценки деятельности региональных органов в рамках утвержденных документов, не существует определенных механизмов регулирования органов местного самоуправления за исполнением и использованием целевых бюджетных средств.
В концепции при реформировании межбюджетных отношений до 2014 года было отмечено, что разработка и реализация мер по повышению действенности бюджетных расходов находится только в начальной стадии развития, в целом отмечается, что не везде внедрены принципы бюджетирования, которые ориентированы на результат, при этом практически везде отсутствует оценка эффективности бюджетных расходов.
Если рассматривать документы, согласно которым происходит оценка эффективности расходования денежных средств исполнительными и местными органами самоуправления, то выявляется, что расходы интерпретируются в долях неэффективности расходования бюджетных средств. При таком подходе имеется ряд существенных противоречий, которые вытекают из институциональных особенностей функционирования органов власти по вертикали бюджетной системы.
Если взять в пример новые нормативные акты определения расходов на общее образование, то утверждаются формулы расчетов объемов неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами.
Если просматривается избыток значения численности персонала общеобразовательных учреждений (более 53% от численности учителей), то должны приниматься определенные меры, во избежание не стандартных показателей. Поэтому можно предположить, что методика установленных требований к формированию штатных расписаний общеобразовательных учреждений не соответствует нормам. Между тем в соответствии с законом «Об образовании» (п.1.ст.32) общеобразовательное учреждение в праве осуществлять образовательный процесс, подбор и расстановку кадров, научную,
финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, установленных законодательством КР, типовым положением об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида и уставом общеобразовательных учреждений.
Но если смотреть в корень, то фактически органы исполнительной власти и местного самоуправлению не имеют прямого механизма воздействия на процесс формирования штатных расписаний и расходованию средств бюджета региона, которые направляются на заработную плату работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
Необходимо также при этом учитывать, что численность прочего персонала в общеобразовательных учреждениях зависит от объективности факторов. Такими факторами является площадь зданий, наличие инфраструктурных объектов и структурных подразделений (пришкольные интернаты, службы психолого-педагогического сопровождения учащихся, группы продленного дня) и др.
При этом деятельность сотрудников указанных структурных подразделений должна являться неотъемлемой частью оказываемых услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного образования.
Также в качестве примера возьмем оценку эффективности результатов деятельности бюджетных учреждений, возникающие во многих регионам КР:
- наибольшая среднесписочная численность сотрудников малых и средних учреждений;
- отсутствие неэффективности расходов в сфере государственного управления;
- высокая доля удовлетворенности населения деятельностью главы республики в сфере здравоохранения;
- неэффективность расходов в сфере образования ниже среднереспубликанского уровня;
- новая системы оплаты труда, на которую переведена наибольшая часть учреждения здравоохранения и образования;
- всем муниципальным образованиям предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме;
- отсутствует незавершенное строительство.
На сегодняшний день в Кыргызской республике существуют две профессиональные аудиторские организации – Палата Бухгалтеров и Аудиторов (ПБА) и Объединение Бухгалтеров и Аудиторов (ОБА).
Но опять же в республике (вернемся к рыночной экономике), не зависимо от определенных стандартов, рыночная экономика все также нуждается в управлении, как и другая модель государственного устройства, но не нельзя говорить о то, что такое управление должно строится на командах, она должно строится на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования с использованием бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, что б шло покрытие государственных нужд, обеспечения содержания не только органов управления, но и тех сфер, которые государство берет на себя (здравоохранение, образование , ЖКХ и т.д.)5.
Потребность в аудите эффективности может возникать в связи с тем, что проводимые операции бюджетных средств многочисленны и сложны, информацию по ним не всегда возможно получить самостоятельно, поэтому возникает потребность в проводимом аудите эффективности, также если говорить о пользователях такой информации, то не каждое учреждение (организация) умеет полно и четко соответствовать стандартам, и опять же здесь нужна аудиторская помощь.
Аудит эффективности должен давать пользователям достоверную и полную информацию, чтобы бюджетная организация сполна могла разграничивать направление бюджетных средств, чтобы бюджетные средства шли на нужды населения, а не потоком в другом направлении. Только в такой ситуации можно достичь эффективности и действенности бюджетных организаций. В данной деятельности только аудит эффективности поможет выявить недостатки и лучшие стороны развития организации.
В таком случае можно сказать, что аудит эффективности станет надежным барьером на пути развития в республике новых видов экономической преступности, способствовать формированию нового понятия справедливости.
Анализируя ситуацию на национальном рынке аудиторских услуг не может быть проведено без соответствующих официальных данных из официальных источников. Одним из таких источников является выпуск Государственной статистики – Хозяйствующие субъекты в Едином государственном регистре статистических единиц.
Подъитоживая важность и прогрессивность вопроса, надо отметить, что предлагаемая для оценки эффективности система показателей все-таки является несовершенной по таким основаниям как:
-показатели, значения которых оказывают непосредственное влияние на органы исполнительной власти через административный ресурс;
- проблемные показатели, которые характеризуют лояльность общественности к результатам деятельности исполнительных органов функционирования бюджетного сектора;
- система показателей, которая связана с неопределенностью целевых установок самих показателей.
Такой опыт может только свидетельствовать о том, что проведенная оценка эффективности бюджетных расходов в условиях существующих формы и методов контроля невозможно. Для этого надо разрабатывать и законодательно закреплять механизмы мониторинга аудита эффективности бюджетных средств при проведении контрольных мероприятий. Важно еще понимать, что мониторинг бюджетных средств должен быть неразрывно связанс такими понятиями, как прозрачность и подконтрольность любой деятельности.Методология оценки эффективности расходования бюджетных средств должна быть единой с методологией государственного финансового контроля, и в частности это касается аудита эффективности, так как цели оценки эффективности бюджетных расходов и финансового контроля совпадают.Список используемых источников:
1. Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности», принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.
2. Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» от 3 июня 1998 года.
3. Приказ от 13 сентября 1993 года N 47п/3 об утверждении Положения о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики.
4. Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики от 7 июля 1997 года №236/П.
5. Указ Президента Кыргызской Республики «Об образовании Государственной комиссии по аудиторской деятельности при Правительстве Кыргызской Республики» 14 января 1999 года УП № 5.
6. Андреев В. Д. Практический аудит / Справочное пособие.— М.: Экономика, 1994.
7. Биримкулова К.Д. к.э.н. Аудит: Проблемы и решения. Под редакцией к.э.н. Чаловой К.Ч. – Б.:Шам 2008. – 464с.
8. Данилевский Ю. А. Аудит: организация и методика проведения.—М., 2010. – 520с.
Для того, что бы заказать научную статью ознакомьтесь с "Условиями и гарантиями" в соответствующем разделе.

         

 

X