Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Постулаты Корана легли в основу мусульманского права – шариата и в некоторых странах, в том числе и в Иране, до сих пор определяют общественные нормы поведения и лежат в основе законодательства.
Иранские женщины долгое время не имели никакой возможности влиять на политическую жизнь своего государства, а следовательно, и бороться за свои права. Положение начало меняться с XIX века.
История национально-освободительной, демократической, антишахской и антиимпериалистической борьбы иранского народа знает много примеров того, как женщины с оружием в руках боролись вместе с мужчинами за свободу своей родины, за демократию, за свои гражданские и социальные права. Они были в рядах повстанцев-бабидов (середина XIX в.), участвовали в так называемом «табачном восстании» (конец XIX в.), с оружием в руках сражались на баррикадах буржуазной резолюции 1905—1911 гг., Именно тогда она получила первое официальное признание своего равноправия с мужчинами: принятая в результате иранской революции 1905—1911 гг. конституция провозгласила «равные права всех жителей Ирана перед законом», хотя это еще не означало ее фактического равноправия.
Подлинным началом борьбы иранских женщин следует считать 20-е годы XX в., когда, вдохновленный победой Великой Октябрьской социалистической революции в России и освобождением пародов бывших колониальных окраин Российской империи, иранский народ поднялся из национально-освободительную борьбу, охватившую и широкие женские массы. В эти годы женщины стали организованно бороться за политическое, экономическое, социальное равноправие, за право избирать и быть избранными, за право на развод, на своих детей и т. д.
Именно в эти годы не без требования и давления женщин были проведены некоторые буржуазные реформы, изданы законы о регистрации гражданского состояния (1926 г.), всеобщем обязательном начальном и платном среднем и высшем образовании, создании сети государственных светских школ (1927 г.), принят гражданский кодекс (1929 г..), изданы новый закон о браке, по которому брачный возраст для девушек устанавливается с 16 лет (1931 г.), указ о подготовке преподавательских кадров (1934 г.) декрет об обязательном снятии чадры (1936 г.).
Эти акты иранского правительства, хотя и стали определенным достижением борьбы иранских женщин, были вызваны к жизни, прежде всего, потребностями зарождающегося в стране капитализма, стремлением буржуазии к приобщению женских масс к капиталистическому производству. Не все эти указы могли быть претворены в жизнь из-за необеспеченности материальной базы, недостатка школ, учителей, средств для их подготовки и т. д. С другой стороны, под давлением шиитского духовенства правительство было вынуждено ограничивать действие названных актов введением, например, раздельного обучения в школах и др.
Вследствие этого к концу 30-х годов закон о всеобщем обязательном начальном образовании остался невыполненным и положение женщин почти не изменилось. Однако пробуждающееся стремление женщин к образованию, получение ими права поступления на работу в государственные и частные предприятия открыли перед ними возможность более активной и сплоченной борьбы за равноправие с мужчинами на производстве, в общественной и семейной жизни, что укрепляло в них чувство солидарности и уверенности в успехе.
В 40-х годах под руководством Народной партии была создана Демократическая организация женщин Ирана (ДОЖИ) во главе с известным общественным деятелем Марьям Феруз. С этого времени борьба иранских женщин за свои права приобрела более организованный характер. Позднее ДОЖИ была принята в Международную демократическую федерацию женщин (МДФЖ).
В 50-х годах положение женщин Ирана все еще оставалось удручающим. По документам переписи 1956 г., 85,1% населения Ирана было неграмотным, только 7,3% женщин умели читать и писать, а сельское население оставалось сплошь неграмотным. В 1960 г. начальным образованием было охвачено всего около 40% детей (в том числе около 20% девочек). Поскольку именно образование открывает перед женщинами возможность получить квалифицированную работу, то неграмотной иранской трудящейся женщине доставался тяжелый, неквалифицированный труд. Так, около 35% всех рабочих Ирана, занятых в текстильной и ковровой промышленности, на частных хлопковых плантациях, в шелководстве, были женщины и дети, за одинаковый объем работы получавшие, по официальным данным, намного меньше мужчин6.
Хотя по конституции женщины Ирана и считались равноправными с мужчинами, избирательных прав они не имели. Как во многих мусульманских странах, ее человеческое достоинство унижали институт многоженства, временного брака, неравноправное, зависимое положение в семье.
После периода определенного спада женской активности во второй половине 50-х годов, вызванного усилением реакции шахского режима, борьба женщин получила особую политическую остроту в начале 60-х годов, когда назревал сильный общественно-политический и социальный взрыв, предотвращенный объявлением буржуазных реформ под названием «белой революции» или «революции шаха и народа». Стали создаваться различные женские организации, число которых достигло 30. Разнохарактерные по социально-политической сущности, они требовали предоставления им равных политических прав в семье, отмены многоженства, справедливости развода, предоставления матерям равных с отцами прав на детей, отмены запрета женщинам заниматься от-дельными видами политической и экономической деятельности.
Большое значение для иранских женщин имел первый в мире космический полет женщины В. Терешковой в СССР. Член совета женского общества «Джамияте бануван» Туран Сафави заявила: «Мы, иранские женщины, рады, что полет первой женщины в космос В. Терешковой проходит успешно. Это самая большая победа женщин всего мира. В тот момент, когда в Иране реакционное духовенство выступает против предоставления женщинам равноправия с мужчинами, устраивает беспорядки, полет замечательной, бесстрашной советской женщины объективно наносит удар по средневековым мракобесам, которые желают отбросить иранских женщин на несколько веков назад».
Пример советских женщин, получивших полное равноправие с мужчинами во всех областях, не только вдохновлял женщин Ирана на усиление борьбы за свои права, но и вынуждал правящие круги страны идти на определенные уступки. Премьер-министр Ирана того времени А. Ховейда заявил в одном из своих официальных выступлений следующее: «Принимая во внимание обстановку в мире в настоящее время, мы не можем плестись в хвосте цивилизации. Вы, конечно, читали о полетах у нас над головой космического корабля, управляемого женщиной. Как мы можем позволить себе при
подобных обстоятельствах, чтобы в нашей стране женщины были лишены даже права на образование».
Непрекращающаяся борьба иранских женщин в сочетании с историческими потребностями развития страны привели к тому, что в марте 1963 г. правительство приняло закон о предоставлении женщинам права участвовать в выборах и быть избранными и в меджлис (парламент), и в сенат. Одновременно было объявлено о проведении нескольких буржуазных реформ, в том числе о создании корпуса просвещения для ликвидации неграмотности. Эти реформы были направлены на предотвращение социального взрыва в стране и создание благоприятных условий для ускоренного развития капитализма.
Успех придал женщинам еще большую уверенность в борьбе за достижение фактического равноправия с мужчинами, и вместе с тем вызвал ожесточенное сопротивление шиитского духовенства. Вопреки всем угрозам, нападкам, оскорблениям со стороны духовенства женщины развернули активную деятельность во время выборов в меджлис (XXI созыва), в результате чего впервые в истории Ирана шесть женщин были избраны его депутатами, две стали членами сената. Избрав своих депутатов в законодательные органы, женщины потребовали от них защиты своих прав. Сенатор Мехрангиз Манучехриян разработала и внесла в меджлис законопроект о семье и опеке над детьми, направленный против феодально-патриархальных устоев. Он не был принят меджлисом, но заставил правительство издать свой закон о семье (1968 г), представлявший собой шаг вперед в вопросе положения женщины в семье.
В 1975 г. — Международном году женщины — под давлением женского движения и в силу стремления правящих кругов придать видимость прогрессивности шахскому режиму в закон о семье были внесены дополнения, в известной степени расширившие права женщин в семье. Так, если раньше при решении вопроса по опеке над детьми в случае смерти отца предпочтение отдавалось мужчинам-членам семьи по линии отца, то теперь опекунство предоставлялось матери. В случае вторичного замужества это право матери автоматически аннулировалось, хотя, согласно изменениям 1975 г., мать все же сохраняла некоторые права по наблюдению за воспитанием ее детей. Кроме того, изменения в законе о семье ограничивали условия, при которых мужчина мог взять вторую жену и фактически уравнивал права мужа и жены на развод: раньше муж мог развестись с женой в случае, если считал ее поведение несовместимым с честью семьи, теперь это право предоставлялось им обоим в равной мере. Но и после принятия дополнении 1975 г. многоженство еще оставалось в силе, и муж имел право взять вторую жену, если его первая жена была неспособна выполнять супружеские обязанности.
Несмотря на ограниченность по сути и в целом пропагандистский характер в Международном году женщины дополнение к закону о Семье стало определенным успехом борьбы иранских женщин.
Поскольку в Иране оставались все основания для продолжения женского движения, в дальнейшем оно все более расширялось. Следует отметить, что в 60—70-е годы правящие круги стремились держать борьбу иранских женщин под своим контролем, подчинить ее проводившимся в Иране реформам, целям модернизации общества на европейский лад, направить женское движение по нужному им руслу. Для этого в середине 60-х годов все разнохарактерные женские организации были объединены во Всеиранскую женскую организацию, президентом которой стала сестра шаха — принцесса Ашраф. По ее признанию, Всеиранская женская организация не преследовала политических целей. В одном из выступлений Ашраф сказала, например, что основная цель организации женщин — использование способностей и новой силы женщин в осуществлении социально-экономических планов правительства. Другими словами законодательные акты иранского правительства и меры общественного характера, направленные на определенные изменения общественного положения женщин, были частью тех буржуазных реформ, которые проводились для ускоренного развития капитализма в стране; они служили делу обеспечения капиталистического производства дешевой рабочей силы женщин, грамотными кадрами.
В 60—70-х годах женщины, особенно молодые, активно участвовали в общественном производстве. По данным министерства труда, 94% женщин моложе 25 лет были заняты в общественном производстве и до конца пятой пятилетки (1977 г.) их численность должна была достичь 2 млн. человек. Женщины составляли огромную силу в сельскохозяйственном производстве, кустарной промышленности. Так, основные создатели знаменитых иранских ковров - женщины и дети, труд которых не был защищен законом. По данным журнала «Донья», теоретического органа Народной партии Ирана, в деревнях 91% ковроделов составляли женщины, а в городе Хамадане — 23% ковроделов—дети, не достигшие 10 лет.
Иранские женщины стали понимать, что их борьба за равноправие в политической, экономической и социальной жизни должна быть направлена прежде всего против существующего режима, капиталистической эксплуатации и гнета империализма. Потому все чаще женщины стали участвовать в рабочих забастовках, включаться в классовую борьбу за свои классовые интересы. Иранские женщины требовали, чтобы миллиардные доходы от нефти, расходуемые на вооружение, тратились на улучшение условий жизни трудящихся, содержание учебных заведений, создание школ, больниц, детских учреждений. Они требовали прекращения вооруженного вмешательства во внутренние дела соседних стран, возвращения их сыновей домой, проведения политики невмешательства в дела других стран.
Женщины Ирана боролись в тяжелых условиях реакции и террора, хотя шах и его режим претендовали на роль освободителей женщин. Сотни тысяч прогрессивно настроенных иранцев, в том числе и женщины, томились в шахских тюрьмах, где подвергались пыткам. При шахском режиме все прогрессивные политические партии и организации были запрещены, конституционные свободы уничтожены, репрессии и террор стали орудием борьбы против инакомыслящих. Все политические противники шаха находились в тюрьмах тайной полиции САВАК.
В 1972 г, была официально открыта женская политическая тюрьма. С тех пор до января 1979 г. тысячи женщин — молодые, пожилые и девочки моложе 15 лет — томились в них. Чтобы получить нужную им информацию и заставить отречься от своих убеждений, шахские жандармы избивали женщин кнутом, прижигали огнем, пытали электрическим током, доводили до шокового состояния.
Самоотверженность иранских женщин не ограничивалась лишь проявлением стойкости в камерах пыток. Убежденно и героически защищая на суде революционные идеалы народа, они превращали арену судилища в суд над шахским режимом. Женщины требовали свободы и общественной справедливости. Проявляя упорство в своих убеждениях, они принимали на себя жесточайшее наказание: за преданность своим идеалам многие политзаключенные были приговорены к пяти, семи, десяти, пятнадцати годам и пожизненному тюремному заключению.
Если женщины-политзаключенные показывали удивительные примеры стойкости в шахских застенках, то их родственницы на свободе (матери, сестры, дочери) вели неустанную борьбу за их освобождение и разоблачение антинародного характера шахского режима. Эта борьба проявлялась в различных формах: женщины проводили манифестации, демонстрации; в зданиях меджлиса и прокуратуры сидели в «бесте» (своего рода сидячая забастовка), устраивали шествие в религиозный центр Кум с тем, чтобы обратить внимание влиятельных духовных лиц на положение в шахских тюрьмах. Они писали протесты шаху, меджлису, сенату, прокурору страны, в международные организации, различным прогрессивным общественным и политическим деятелям во всем мире, призывая их обратить внимание на положение политзаключенных и Иране и использовать свой высокий авторитет для улучшения условии их жизни. Борьба и протест женщин в этом плане имели важное значение для освобождения политзаключенных.
Для общения между собой и мобилизации общественного мнения на разоблачение жестокостей шахского режима иранские женщины использовали также дни памяти погибших в шахских тюрьмах политзаключенных. Эти собрания как своего рода клубы встреч многострадальных матерей, жен и сестер политзаключенную способствовали распространению правды о преступлениях шахского режима и укреплению сопротивления революционного духа народа. Именно поэтому агенты САВАК пытались помешать проведению этих собраний. Однако, невзирая на угрозы и запреты, преследования и аресты, женщины стремились в свей клубы, как к свету в окне. Все эти формы и методы борьбы женщин Ирана являлись важной предпосылкой революции 1979 г.
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в решить сложную задачу в подготовки научного исследования, мы оказываем услуги написание диссертации, подготовки в печать научных статей в различные издания, а так же подготовки научного материала для конференций.
Написание НИР, будь то магистерская, кандидатская или даже докторская диссертация или просто статья для журнала осуществляется с учетом всех требований именно вашего научного совета и ВУЗа, учитывая все рекомендации вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас диссертационных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на написание диссертационного исследования вы для начала прочитаете этот материал! Так же обращаем ваше внимание, что вам не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание кандидатской диссертации или другой научной работы. Прежде чем сделать заказ внимательно ознакомитесь с нашими условиями выполнения на станице "Гарантии"
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем, а недорогая цена вас приятно удивит.
 
 

         

 

X