Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Распад Советского Союза ознаменовал собой окончание эпохи глобального противостояния двух социально-экономических систем и военно-политических блоков, олицетворявшихся СССР и США. Начался новый этап в мировом геополитическом развитии.
Очевидно, что после ухода с исторической авансцены одной из сверхдержав – СССР и роспуска военно-политического блока социалистических стран – Организации Варшавского Договора мир стал однополюсным: в нем господствуют США и единственный военно-политический блок – НАТО, контролируемый этой страной.
Однако, существует и другая точка зрения более осторожная, суть которой заключается в том, что, несмотря на победу США  в «холодной войне», Вашингтон не в состоянии единолично мировую контролировать геополитическую ситуацию, поскольку Российская Федерация – прямая наследница СССР сохранила ядерный потенциал.
Произошедшие изменения в геополитике следует, на наш взгляд, свести в следующему:
Во-первых, распад СССР изменил геополитическую ситуацию на евразийском пространстве. Постепенно суверенитет государств, образовавшихся после распада СССР, стал наполняться реальным содержанием: они начали делать свой геополитический выбор.
Во-вторых, изменилась геополитическая ситуация для стран, ранее сотрудничавших с Советским Союзом, например для стран Восточной и Центральной Европы, Китая, Турции. В связи с этим не только изменились локальные «балансы сил», но и резко возросла многовариантность отношений. 
В-третьих, трансформация международных отношений повлияло на оформление нового инструментария осуществления внешнеполитической доктрины.  Так, при сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль стали играть экономические, политические, научно - технические, экологические и информационные факторы. 
Другими словами, на первый  план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации стали выходить ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. 
Очень важным фактом являлось то, что к началу нового тысячилетия сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно - технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства. Другими словами, создавались очевидные предпосылки для построения многополярного мира, в котором действуют равноправные геополитические субъекты.
Несмотря на отмеченные положительные характеристики современного миропорядка, в его рамках возникли новые угрозы. По нашему мнению, их следует делить на три группы: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и рост транснациональной преступности, в первую очередь, производство и распространение наркотиков, незаконная торговля оружием, людьми и т.п. Особую тревогу вызывает перспектива приобретения оружия массового уничтожения террористическими группировками. Существуют надежные свидетельства того, что была создана нелегальная международная сеть поставки ядерных технологий из Пакистана в Ливию, Иран и Северную Корею. Есть признаки, подтверждающие попытки террористических групп, прежде всего, Аль-Каиды, получить в свое распоряжение ядерное оружие.  
Неурегулированные региональные кризисы и конфликты, нищета и отсталость, поразившие обширные регионы, неизбежные издержки глобализации и модернизации, массовые миграции населения, подъем экстремистских движений, распространение оружия массового уничтожения предопределяют нестабильность мировой политики. Кроме того, вызывают тревогу неясные и потенциально опасные последствия научно-технического прогресса, особенно в области биотехнологий и искусственного интеллекта. Источником угроз становится также политический, культурный и экономический плюрализм современного мира. Различные системы ценностей не всегда мирно сосуществуют друг с другом — скорее напротив.
Таким образом, очевидно, что в современных условиях повышается значение проблем разработки эффективной геополитической стратегии, позволяющей нейтрализовывать новые глобальные угрозы и вызовы для России, но реализовывать имеющийся ее геополитический потенциал в качестве великой державы.
Формирование принципиально новой модели внешнеполитической стратегии совпадает по времени с приходом к власти президента В.В. Путина. Именно его администрацией был создан принципиально важный документ – Концепция внешней политики Российской Федерации, определяющий  национальные интересы России и основания для их реализации. 
Этот документ содержит объективную оценку международной ситуации, сложившейся в начале XXI в. Основными идеями Концепции являлись следующие.
Во-первых, утверждалось, что наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. В частности, не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром. 
Во-вторых, справедливо констатировалось, что  в начале XXI в. в мировой геополитической ситуации произошли колоссальные изменения., в рамках которых Российская Федерация сохранила статус активного участника глобальных процессов, поскольку являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Исходя из этих факторов, Президентом и Правительством Российской Федерации была разработана система руководящих принципов, получивших закрепление в указанной Стратегии, на основе которых должна будет строиться внешняя политика России в ближайшей перспективе.
 В частности, главным из них является тезис о том, что российская политика на международной арене должна быть прагматичной, ориентироваться на экономическую эффективность и приоритет национальных задач.
Указанный принцип определяет конкретные внешнеполитические приоритеты России. Укажем некоторые из них:
1.Декларирование принципов многополярного мира, равноправия и мирного существования различных наций, независимо от уровня их развития;
2.Укрепление региональной безопасности (развитие многостороннего сотрудничества со странами СНГ,  смягчение экономической и миграционной политики в отношении этих стран);
3.Дальнейшая интеграция в глобальные экономические и политические структуры (курс на вступление во Всемирную торговую организацию, проведение саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге (2006 г.), создание условий для обеспечения значительного роста  иностранных инвестиций  в российскую экономику).
Следует отметить, что на практике новая внешнеполитическая стратегия Российской Федерации реализуется  неоднозначно и противоречиво. Так, с одной стороны, в настоящее время Россия активно участвует в деятельности различных международных организаций, в частности ООН,  играя важную роль в решении острых международных проблем, таких как, например, урегулирование арабо-палестинского конфликта, противодействие терроризму. Действительно, разработка и предложение РФ разнообразных инициатив способствовали конструктивному диалогу в контексте разрешения разнообразных глобальных проблем, а также повышению имиджа РФ на международной арене. 
Однако, с другой стороны, несмотря на активную деятельность РФ в рамках ООН по перечисленным направлениям ответная реакция у многих членов международного сообщества фактически отсутствовала, что негативно сказывался на авторитете и имидже организации, а также значительно снижало эффективность реализации внешнеполитических интересов РФ.
Другим важным направлением современной внешней политики России традиционно является дальнейшее развитие партнерских отношений с ведущими  странами Западной Европы и США. При этом главной тенденцией является укрепление сотрудничества, что ознаменовано сближением позиций  по многим вопросам и дипломатическими успехами Российской Федерации.
Так, в отношениях с Евросоюзом очевидными достижениями России является, во-первых, разработка концепции «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия — ЕС в мае — октябре 2001 гг., которая  заложила основы для организации более тесного сотрудничества в различных  секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии. 
В этой связи, участники соглашения декларировали необходимость создания благоприятных  условий для дальнейшего расширения взаимодействия.  Среди них стоит отметить последовательная либерализация торговли, упрощение торговых процедур и гармонизацию их режимов (технические стандарты и сертификация, транспорт, таможенное дело, финансовые рынки и т. д.).  Важнейшими из достигнутых договоренностей между РФ и ЕС являлось признание необходимости наращивания сотрудничества в области нефтяной промышленности,  поддержка постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей. В связи с этим было положено начало разработке проекта строительства Северо-Европейского газопровода.  Логичным следствием достигнутых успехов является свершившийся факт вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Во-вторых, несомненным успехом России во взаимоотношении с европейскими странами является тот факт, что на сегодняшний день сложилась устойчивая многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» заседаний Совета сотрудничества. В частности, сегодня  политическое сотрудничество в рамках диалога ЕС- Россия включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики (в Санкт-Петербурге и Калининграде).
Гораздо более сложнее и противоречивее развиваются взаимоотношения России и США, что во многом обусловлено, с нашей точки зрения, характером внешнеполитической доктрины США, направленной на упрочнение своего монопольного положения в мире. В этой связи, несмотря на ряд достигнутых договоренностей по взаимному разоружению, Вашингтон откровенно игнорируя позицию России продолжает реализовывать концепцию «глобального доминирования» зачастую силовыми методами. Характерным примером такого развития событий является развитие ситуации на Ближнем Востоке.
В условиях сложного развития двусторонних отношений США важнейшим направлением внешней политики России является налаживание связей со странами Азии, в первую очередь, с Китаем. 
В своих отношениях Россия и Китай определили двусторонний статус в качестве  ближайших «стратегических партнеров». Этот статус был подтвержден договоренностями о проведении периодических  (три раза в год) двусторонних встреч, установлении прямой телефонной связи между главами государств, а также о стремительном наращивании товарооборота между 
В политической области взаимопонимание России и КНР в настоящее время достигло высокого уровня.  Единственной проблемой двусторонних отношениях являлась бесконтрольная миграция китайских граждан в районы Дальнего Востока и Сибири. Однако, доверительный характер взаимоотношений между РФ и КНР позволяет надеяться на успешное решение этих проблем.
Серьезные усилия со стороны России направлены на укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и в странах третьего мира. В этой связи приоритетное значение имеет сотрудничество с Ираном и Венесуэлой.
Завершая рассмотрение современной внешней политики Российской Федерации, следует отметить следующее.  В настоящее время Россия, долгое время пребывавшая в состоянии поиска своей идентичности в новых геополитических реалиях, все более уверенно проводит внешнюю политику здорового прагматизма и защиты своих национальных интересов. 
Практическая реализация новых внешнеполитических принципов привела к тому, что в настоящее время растет роль Российской Федерации в создании глобальной системы евразийской безопасности, урегулировании международных конфликтов. Более конструктивной стала ее внешняя политика на постсоветском пространстве, в рамках международных организаций что позволяет говорить о реальной возможности превращения России в одну из ведущих стран мира.
Тем не менее, представляется, что для успешной реализации указанной цели  России еще предстоит решить множество сложных проблем. Представляется, что практическими рекомендациями в этой связи могут служить следующие тезисы:
1. В условиях консолидации западных союзников и активизации деятельности США во всех стратегически важных районах мира России необходимо активизировать деятельность по формированию прочной региональной коалиции из стран СНГ. Кроме того, необходимо продолжить линию, направленную на расширение стратегического сотрудничества с крупнейшими странами азиатского и ближневосточного региона;
 2. Учитывая прогрессирующую неэффективность деятельности международных организаций, в частности, ООН по разрешению международных конфликтов, представляется целесообразным в сотрудничестве с союзниками  разработать альтернативную схему решения кризисных ситуаций, альтернативную действиям США и их союзников;
3. Необходимо более жестко отстаивать собственную позицию по разнообразным международным вопросам, используя противоречия между западными державами.
Таким образом, представляется, что, несмотря на произошедшие в начале 1990 - х гг. масштабные геополитические изменения,  основной детерминантой направленности внешней политики России остаются противоречия с западными странами, порожденные «рецидивами» холодной войны.  При этом в условиях дальнейшего ускорения научно-технического прогресса, сопровождаемого усилением градуса конкурентной борьбы за ресурсную базу, эти противоречия будут усиливаться. Именно поэтому возможность отстаивать собственные национальные интересы всеми доступными средствами является залогом прогрессивного развития нашей страны. 
Заказать написание диссертации по специальности Политология Вы можете на нашем сайте и ей займется специалист в этой области знаний, Кандидат наук, преподаватель одного из профильного ВУЗа Москвы.

         

 

X