Аспиранту на заметку

                               

  

+7 (495) 740-68-26   +7 (926) 875-77-27 

Помощь в написании диссертаций на заказ:

магистерской, кандидатской, Ph.D, докторской, статей ВАК, РИНЦ, Scopus, НИР, ВКР, монографии, автореферата.

Вы можете обратиться к специалистам Dissertat.ru в любое удобное для Вас время.

 

Правовая система Российской Федерации оперирует термином «субъект Российской Федерации».
Государственно-территориальными единицами в федеративном государстве выступают именно субъекты федерации. Специфика федерации в первую очередь состоит в закреплении за ее регионами статуса государственных образований (государств) - членов (субъектов) федерации. Тем не менее, во многих исследованиях федерализма, содержащих попытки дать определение понятий «федерализм» и «федерация», единого понятия «субъект федерации» не выработано.
В самом общем виде субъект федерации определяется как государственно-территориальное образование, часть территории федеративного государства. В ряде научных изданий данное понятие определяется через перечисление конкретных субъектов РФ и приведение основ их статуса. В литературе можно встретить и более конкретные определения понятия «субъект федерации», в частности через участие субъекта федерации в особых федеративных правоотношениях. В этом случае субъект федерации - это государственное образование в составе федеративного государства, являющееся субъектом федеративных правоотношений.
В определении понятия территориальных единиц государства видятся три основные составляющие: во-первых, государственно-правовая природа, во-вторых, функциональное назначение образования, в-третьих, совокупность качественных признаков, отличающих одно территориальное образование от иных территориальных образований. Государственно-правовая природа субъекта федерации может быть определена как государственно-территориальное образование (государство в составе федерации). Н. Макиавелли видел основным функциональным назначением федерации увеличение государственной территории.  Сегодня общепризнано, что федерации формируются, прежде всего, в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) . Сюда же можно включить и цели повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации . 
В отечественной науке также предпринимались попытки осмысления специфических признаков субъектов федерации. Так, Н.М. Добрынин выделяет более узкий круг признаков, чем в приведенной выше работе, опираясь, прежде всего, на опыт российского федерализма. В их число входят следующие признаки:
1) субъекты федерации - это системообразующие для федерации элементы наряду с самой федерацией;
2) субъекты федерации, как и федерация в целом, обладают не просто государственной властью, а учредительной государственной властью. В федерациях, с одной стороны, на конституционно-учредительном уровне закрепляется статус субъектов федерации. С другой стороны, его закрепление является полномочием не только самой федерации, но и ее субъектов; 
3) субъекты федерации, наделенные всей полнотой государственной власти вне пределов ведения федерации и совместного ведения, находятся в состоянии прямой постоянно действующей взаимозависимости в отношениях между собой и с федеральным центром; 
4) субъекты федерации обладают самостоятельностью и ее конституционными гарантиями. Гарантии связаны с территорией, системой государственных органов власти, правом независимо определять структуру местного самоуправления, закреплением за субъектами сферы исключительных предметов ведения, иногда - правом сецессии и т.п.; 
5) субъекты федерации имеют законодательно установленное право участия в делах федерации; 
6) субъекты федерации вправе заключать соглашения с другими субъектами федерации, субъектами других федераций, административно-территориальными единицами других государств, а также участвовать в иных международных отношениях.
Кроме того, А.Н. Лебедев называет сущностным признаком субъекта федерации его право формировать (как совместно с другими субъектами федерации, так и единолично) общефедеральную волю, т.е. участвовать в особого рода федеративных правоотношениях.
Обобщая опыт отечественных исследователей, представляется возможным сформулировать следующие признаки субъекта федерации как государственно-территориальной единицы:
1) наличие статуса государственно-территориальной единицы как части федеративного государства;
2) установление основ конституционно-правового статуса субъекта федерации совместно федерацией и ее субъектами на конституционном уровне (в федеральной конституции и конституции (уставе, статуте) субъекта федерации);
3) наличие территории субъекта федерации, установление гарантий невозможности ее изменения без согласия данного субъекта по общему правилу;
4) самостоятельность субъекта федерации в пределах его компетенции и наличие ее конституционно-правовых гарантий;
5) законодательно установленное право субъекта федерации участвовать в делах федерации;
6) наличие у субъекта федерации основного закона (конституции, устава, статута);
7) формирование субъектом федерации собственной системы органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами.
Следовательно, субъект федерации - это учрежденная в целях децентрализации, демократизации, повышения эффективности осуществления государственной власти и интеграции территории государства государственно-территориальная универсальная единица регионального уровня, чей статус установлен ею совместно с федерацией, на конституционном уровне (федеральном и региональном) закреплены гарантии невозможности изменения территории без ее согласия, обладающая самостоятельностью в осуществлении государственной власти в пределах компетенции, правом участвовать в делах федерации и формировать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами.

         

 

X